Астеноневротический синдром у детей. симптомы, причины и лечение

Как помочь пищеварению?

Для компенсации нехватки пищеварительных ферментов поджелудочной железы могут использоваться ферментные препараты панкреатина. Они способствуют улучшению переваривания пищи. Особенно важна помощь в переваривании жиров. Обязательным ферментом для этого является липаза, которая вырабатывается только поджелудочной железой. На других этапах пищеварения, кроме кишечника, ее просто нет2

Поэтому при выборе ферментного препарата так важно ее количество. Как же разобраться?

Наиболее распространенным и знакомым препаратом для улучшения пищеварения является панкреатин в форме таблеток3. Панкреатин – это действующее вещество ферментного препарата для улучшения пищеварения, но это совсем не значит, что препараты панкреатина все одинаковые.

Поскольку мы начали с содержания липазы в препарате, то стоит отметить, что таблетированные формы панкреатина могут содержать от 25 единиц (ЕД) липазы. Существует ряд препаратов, в которых это количество может быть больше: 3500–4500 ЕД липазы. Оптимальным количеством липазы, которое должно содержаться в ферментном препарате при погрешности в питании, признано 10 000 ЕД4.

Изучая необходимые условия для эффективной работы ферментного препарата, ученые пришли к заключению: препарат должен иметь мелкие частицы действующего вещества.
И размер этих частиц не должен превышать 2-х мм5,6.

Форма таблетки признана наименее эффективной для ферментного препарата, поскольку не позволяет препарату работать физиологично6,7, а это значит – точно встраиваться в уже работающую систему и попадать вовремя туда, где ферменты работают в естественных условиях.

Наука четко описала требования к ферментному препарату5,8:

  • Имея мелкие частицы, препарат должен равномерно перемешиваться с пищей в желудке.
  • Одновременно с пищей проходить из желудка в кишечник.

Узнать больше

Креон выпускается в форме капсул, внутри которых содержатся сотни мелких частиц – минимикросфер. Благодаря этим частицам, Креон отвечает современным требованиям, которым должен соответствовать препарат панкреатина5,8. Охватывая максимальное количество пищи в желудке, минимикросферы Креон одновременно с ней попадают в кишечник, где способствуют полноценному перевариванию7,8. Такое действие Креон 10000 помогает справляться с дискомфортом и тяжестью после еды.

Креон является признанным ферментным препаратом в России и мире.

Он дополняет собственное пищеварение и помогает переваривать белки, жиры и углеводы. При приеме препарата Креон организм не перестает сам переваривать пищу4, поэтому принимать капсулы можно каждый раз при возникновении симптомов во время еды или сразу после7. Креон дополняет собственное пищеварение и разрешен даже детям с первых дней жизни2,7.

Подробнее о том, как работает Креон, можно узнать здесь.

Неврастения: симптомы и признаки у женщин, мужчин, детей

Симптоматика астеноневротического синдрома схожа с признаками синдрома хронической усталости. Однако причины возникновения у этих заболеваний разные, поэтому лечение неврастении проходит в другом алгоритме.

  • обостренные негативные реакции (раздражительность, вспыльчивость, агрессия);
  • нарушение логического порядка мышления;
  • потеря концентрации внимания;
  • опоясывающая головная боль;
  • болезненная нетерпеливость;
  • хроническая усталость.

Симптомы неврастении у женщин проявляются ярче, чем у мужчин. Это связано с различными патологиями, которые ухудшают общее состояние психики. По этой причине у женщин заболевание протекает тяжелее, дольше лечится, требует контроля со стороны лечащего врача.

Признаки неврастении у мужчин часто проявляются в виде повышенной нервной возбудимости, негативной реакции на внешние раздражители, расстройствах сна. При этом больной чувствует себя обессиленным, разбитым, морально истощенным.

Дети, особенно в пубертатном периоде, отличаются повышенной раздражительностью, излишней эмоциональностью, частой сменой настроения. При этом психическое состояние детей быстрее приходит в норму. Истощение нервной системы у них проходит после непродолжительного отдыха и снижения стрессовых факторов.

Астено-невротические состояния у детей

Особым видом детских неврозов являются астено-невротические состояния — психические расстройства, которые могут возникать в результате нервного истощения или сильной усталости. Такие нарушения могут напоминать симптомы, возникающие при различных соматических заболеваниях. Однако, если речь идёт о неврозе, будет характерен внутренний конфликт между желаемым и субъективно достижимым, конфликт типа «нет сил, но хочу».

Проблема заключается в том, что для их достижения у ребёнка (подростка) нет достаточных сил и способностей. У детей такой конфликт возникает в тех случаях, когда ребенок пытается овладеть ситуацией, которую он не в состоянии контролировать (например, примирить разводящихся родителей, самоутвердиться в новом классе, соответствовать завышенным ожиданиям взрослых, близких и учителей, справиться с возложенной на него непосильной нагрузкой). Основные симптомы астено-невротических состояний:

  • капризы, плаксивость;
  • «истерики», упрямство;
  • частые и резкие смены настроений;
  • повышенная раздражительность;
  • вялость;
  • быстрая утомляемость;
  • низкая учебная успеваемость в школе.

Лечение астении

Лечение астении может проводиться разными способами, но все они ориентированы на то, чтобы облегчить симптомы заболевания.

Диагностировав астению, врачи обычно назначают пациенту лекарственную терапию, состоящую из приема антидепрессантов. Это связано с тем, что в большинстве случаем, у людей с симптомами астении часто присутствуют и признаки депрессии. Поэтому, пока не будет устранена депрессия, говорить об успешном и эффективном лечении астении попросту нельзя. В некоторых случаях прием малых доз антидепрессантов способствует улучшению сна и облегчению болевых синдромов. Иногда для этих целей врачи прописывают пациенту снотворное.

В целях самого эффективного и действенного лечения астении применяется метод, носящий название “двойственный подход”. Он сочетает курс психологических консультаций вкупе со специальной программой лечебных и физических упражнений. Разработкой программы упражнений занимается физиотерапевт, в задачи которого входит подбор индивидуальной физической нагрузки для каждого пациента в отдельности. Психологическая консультация направлена на определение внешних и внутренних факторов, оказывающих на пациента неблагоприятное воздействие, и обучение человека методам их контроля.

Диагностика

Диагностика астеноневроза осуществляется с помощью таких методов, как:

  1. Опрос пациента, сбор анамнеза. Выявление факторов, спровоцировавших недуг. Сопоставление данных психиатра, невролога и терапевта.
  2. Диагностика состояния внутренних органов пациента с помощью ЭЭГ, ЭКГ, компьютерных технологий, рентгенографии и УЗИ. Оценка реакции больного на яркий свет, различные звуки. Оценка сохранности рефлекторной деятельности. Соотнесение актуального состояния развития психики пациента со средними показателями возрастной нормы.
  3. Лабораторная диагностика. Общий анализ крови и биохимическое исследование образца крови позволяют исключить наличие у пациента различных инфекционных, иммунологических, гематологических заболеваний.
  4. Психологическая диагностика. Оценка уровня произвольного внимания, памяти, выявление особенностей логического мышления. Как правило, у пациентов, имеющих астеноневроз, через 10–15 минут обследования появляются признаки утомления.

Окончательный диагноз ставится на основе комплексного анализа информации о пациенте и клинической симптоматики. В некоторых случаях для определения неврологического статуса пациента требуется консультация смежных специалистов.

Лечение астении

Лечение астено-невротического синдрома должно проходить под обязательным контролем врача психотерапевта и врача восстановительной терапии в неврологии. Это связано с возможностью развития сложных патологий нервной системы, которые необходимо не только предусмотреть, но и вовремя не дать сформироваться. Монополярное лечение, как правило, не только малоэффективно, но и весьма не устойчиво к рецидивам.

Объем помощи при астенических состояниях зависит от истинных причин формирования, механизмов развития, сопутствующих расстройств нервной системы и организма, социальных факторов. При лечении астено невротического синдрома следует учитывать все указанные факторы.

Также следует добавить, что для констатации состояния необходимо видеть, что эти симптомы связанны непосредственно с какими-либо психофизическими перегрузками и они не проходят или не ослабевают после качественного отдыха.

То есть, исходя из этого перечня, можно предполагать у себя наличие астенического состояния. Но, точно определить есть астения или ее нет, может только доктор на очном приеме.

В классическом, для отечественной психиатрии справочнике по психиатрии, астения коротко характеризуется как состояние повышенной утомляемости с частой сменой настроения, раздражительной слабостью, истощаемостью, гиперэстезией (повышение восприимчивости к обычным раздражителям), слезливостью, вегетативными нарушениями и расстройствами сна.

Методы терапии

  • Изоляция от внешних раздражителей.
  • Психотерапия.
  • Физиотерапия.
  • Медикаментозная терапия.
  • Светотерапия.
  • Восстановительная терапия.
  • Диетотерапия.
  • Лечебная физкультура (Л.Ф.К.).
  • Трудотерапия.
  • Другие методы лечения.

В зависимости от специализации врача и его личных предпочтений практике можно встретить различные термины обозначающие этот вариант расстройства высшей нервной деятельности. В жизни можно встретиться с большим разнообразием синонимов астении.

Синонимы астении

  • Астенический синдром
  • Астеническое состояние
  • Астено-невротический синдром
  • Неврастения
  • Цереброастения
  • Психастения
  • Синдром менеджера
  • Синдром запредельного торможения
  • Синдром раздражительной слабости

Общие сведения о патологии

Неврастения у детей – это симптомокомплекс, который возникает в результате истощения нервной системы. Симптомы неврастении у детей отличаются от признаков неврастении у взрослых.

Медики называют это заболевание синдромом раздражительной усталости. Астеноневроз встречается не только у детей, но и у подростков. Данное расстройство является одной из распространенных причин снижения школьной успеваемости ребенка, конфликтности в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Астеноневроз может быть следствием внутриутробной патологии развития нервной системы, родовой травмы или инфекции, перенесенной малышом в ранний постнатальный период. В этом случае признаки недуга появляются в 2–3 года. Также заболевание может развиться в школьном возрасте в результате избыточной нагрузки на нервную систему.

Какими симптомами проявляется астено-невротический синдром?

Проявления неврастении достаточно широки. Основными симптомами являются:

  • Усталость,
  • слабость,
  • раздражительность,
  • перепады настроения,
  • сниженная работоспособность,
  • нарушения аппетита и сна.

Весьма показательными являются проблемы с сердцем: тахикардия, ощущение нехватки воздуха. Больному может казаться, что сердце работает медленно и вот-вот остановится, в то время как кардиограмма может не показать никакой сердечно-сосудистой патологии. Нередки кардиалгии – острые колющие боли в области сердца.
У больного возникает непереносимость транспорта, укачивание, тошнота, обмороки.
По утрам и в течение дня возможны головокружения и головные боли.
Могут возникнуть различные фобии – страх закрытого помещения, страх толпы, страх публичного выступления и так далее, При астено-невротическом синдроме возможно появление панических атак. Порой больной, засыпая, ощущает толчок изнутри и внезапный, беспричинный страх. Такое состояние бывает в промежуток между сном и явью, а также при резком пробуждении.
Медики различают три стадии астено-невротического синдрома:

  • Начальная стадия характеризуется раздражительностью и возбудимостью. Она встречается чаще всего. На этом этапе большинство больных считают, что они здоровы.
  • Вторая стадия. К раздражительности прибавляется усталость.
  • Гипостеническая неврастения. Сонливость, апатия, подавленность.

Симптомы астеноневротического синдрома у детей

Основные симптомы астеноневротического синдрома у детей:

  • вялость, сонливость;
  • утомляемость;
  • снижение работоспособности;
  • плохое обучение в школе;
  • раздражительность, возбудимость вплоть до истерик;
  • головные боли.

Говоря о развитии астеноневротического синдрома у детей очень важно оценивать психоэмоциональное состояние ребенка. У ребенка могут развиваться симптомы астеноневротического синдрома в случае психологического дискомфорта, психоэмоционального напряжения, наличия ситуационных невротических и стрессовых ситуаций

У детей дошкольного возраста стрессовые ситуации и дискомфорт могут возникать из-за внутрисемейных проблем или проблем в детском саду. Возможно у ребенка какой-то конфликт с другим ребёнком или детьми в детском учреждении, возможно воспитатель в группе вызывает негативизм у ребенка. Бывает так, что в детском саду возникла определенная ситуация, после которой у ребенка развивается астеноневротический синдром. И не надо забывать, что у детей тоже бывают депрессии. Конечно, значительно реже, чем у взрослых, но бывают.

У детей школьного возраста, кроме психоэмоциональных проблем дома, могут выявляться различные стрессовые ситуации в школе или в других учреждениях (секции, клубы и т.д.), которые ребенок посещает.

Причины астено-невротического синдрома

Состояние провоцирует множество этиологических факторов. Инфекционные или соматические патологии вызывают астению, что для детей, у которых неустойчива психика, чревато истощаемостью. К предпосылкам астеноневроза следует отнести слишком сильную загруженность ребенка как в школе, так и вне ее стен. Риск развития синдрома повышается при плохой социальной адаптации, нездоровой обстановке в семье. Основные провокаторы заболевания такие:

  • нарушения внутриутробного мозгового развития из-за гипоксии, вредных привычек беременной;
  • травмы головы;
  • инфекционные заболевания, хронические патологии почек либо печени;
  • дефицит витаминов B;
  • перенапряжение;
  • гормональные нарушения;
  • стрессы из-за испуга, трагических событий;
  • особенности воспитания и темперамента.

Мои рекомендации

Детям, столкнувшимся с невротическими расстройствами, необходимы занятия с психологом. Продолжительность курса занятий составляет 3–6 месяцев. Это необходимо для формирования у детей адекватной самооценки, предотвращения рецидива заболевания.

Детей с астенией необходимо учить правилам межличностного взаимодействия и работе в группе. Поэтому в ходе психологической реабилитации проводятся как индивидуальные занятия, так и групповые тренинги.

Занятия арт-терапией помогают детям найти хобби. Обретая возможность самореализации, дети находят занятие по душе ­– творчество действует на них исцеляюще.

Укрепить семейные отношения и нормализовать психологический климат дома можно посредством совместного досуга детей и родителей, посещения театра и кино. Однако организуя содержательный досуг, следует помнить, что избыток ярких впечатлений – это тоже нагрузка на нервную систему, которая может оказаться для истощенного организма непосильной.

Какое лечение показано при астено-невротическом синдроме?

Следует знать, что вылечить неврастению самостоятельно невозможно. Если у Вас имеются симптомы этого заболевания, обязательно обратитесь к невропатологу. Он назначит необходимые лекарственные препараты. После прохождения медикаментозного курса, возможно, нужно будет проконсультироваться с психологом или психотерапевтом.
Решающее значение имеет смена образа жизни. Необходимо оптимизировать режим труда и отдыха, устранить факторы, вызывающие эмоциональное перенапряжение.  Возможно, придется сменить работу.
Ищите возможности для привлечения в жизнь положительных эмоций. Многим помогает арт-терапия, медитации, занятия йогой, поиск интересного хобби. Рекомендуется регулярное посещение бассейна. Это не только физическая активность, которая так необходима Вам, но и положительные эмоции.
Следует отказаться от алкоголя, никотина, энергетических напитков, кофе.

Симптомы заболевания

Симптомы заболевания связаны с нарушениями в работе нервной системы. Клинические психологи и психиатры классифицируют признаки заболевания на 2 группы:

  1. Симптомы, обусловленные нарушениями в работе вегетативной нервной системы. К симптомам данной группы относятся все физиологические проявления неврастении: повышенное потоотделение, физиологическая зависимость от сладкого, энурез, отклонение сердечного ритма от средних показателей возрастной нормы, снижение артериального давления, снижение иммунитета к простудным заболеваниям.
  2. Симптомы, обусловленные нарушениями в работе мозга. К этой группе симптомов относят поведенческие проявления неврастении: беспричинные смены настроения, неадекватные реакции на слова и действия окружающих, слабый контроль эмоциональных проявлений, нарушения сна, преобладание сниженного фона настроения, депрессия, снижение произвольного запоминания и концентрации внимания, двигательная расторможенность, появление различных фобий.

Симптомы у детей 2–6 лет

Астено-невротический синдром у дошкольников проявляется в виде:

  • пугливости, фобий, излишней впечатлительности;
  • логоневроза в виде быстрой речи и нечеткого звукопроизношения
  • плаксивости, капризности;
  • раздражительности и вспыльчивости;
  • немотивированной агрессии по отношению к сверстникам, аутоагрессии;
  • жестокого обращения с игрушками;
  • склонность рвать, ломать, портить вещи, книги;
  • неугомонности и суетливости, двигательной расторможенности, навязчивых движений;
  • депрессивного настроя;
  • судорожного синдрома и нервных тиков;
  • беспокойного сна;
  • потери интереса к любимым играм, вялости;
  • психосоматических проявлений (боли в шее и руках, запор).

Симптомы у школьников

Симптомами астено-невротического синдрома у детей школьного возраста являются:

  • раздражительность и нервная возбудимость;
  • ранимость, обидчивость;
  • замкнутость;
  • быстрая утомляемость, снижение работоспособности;
  • повышение ситуативной и личностной тревожности и беспричинного беспокойства;
  • перепады настроения;
  • панические атаки и фобии;
  • снижение концентрации произвольного внимания;
  • резкое снижение успеваемости;
  • головная боль;
  • проблемы со сном;
  • расстройство аппетита;
  • яркие эмоциональные вспышки в виде крика, падения на пол, истерики.

Стадии астено-невротического синдрома

В развитии невротического расстройства выделяются следующие стадии:

  1. Гипертоническая неврастения. На данной стадии у больного отмечается повышенная возбудимость и раздражительность, эмоциональная впечатлительность, снижение эффективности выполнения умственного или физического труда, рассеянность, опоясывающая головная боль, проблемы со сном.
  2. Раздражительная слабость. Недуг переходит на вторую стадию в том случае, если больной игнорировал начальные признаки заболевания и не обратился за медицинской помощью. Данная стадия характеризуется тем, что свою раздражительность человек уже не может скрывать, его нервная система быстро истощается. Больной не может сконцентрироваться на стоящих перед ним производственных или учебных задачах из-за постоянной головной боли, слабости в теле. Человек чувствует себя разбитым с самого утра.
  3. Гипостеническая неврастения. Если на второй стадии не последовало обращения к врачу, недуг перерастает в 3 стадию. У больного появляется хроническая усталость, тоскливое настроение, апатия, сонливость. Появляются психосоматические нарушения: кожный зуд, выпадение волос, ломкость ногтей, боли в позвоночнике и суставах, снижение остроты слуха и зрения, обострение хронических заболеваний.

Профилактика неврозов

Основная причина возникновения астеноневротического синдрома – негативные социальные факторы. В частности, источником заболевания выступают стрессы, связанные с эмоционально тяжелой работой. Постоянное соперничество внутри коллектива, ненормированный рабочий день, недостаток отдыха провоцирует развитие неврозов. Поэтому избежать расстройств психики получится только при пересмотре отношения к работе.

Подробнее, о том, как бороться со стрессами на работе.

В профилактику неврозов входит нормализация режима работы и отдыха, чередование активного и пассивного досуга, урегулирование конфликтов внутри коллектива. Также стоит заниматься духовными практиками. Спокойствие и душевное равновесие дают занятия йогой.

Источником неврозов также выступают психологические травмы. Избежать их не получится. Однако психологические травмы подлежат лечению. Периодическое посещение психотерапевта позволит решить проблему, не дожидаясь развития психических расстройств. Кроме того, сеансы психотерапии помогают пересмотреть жизненные ориентиры и ценности.

Внутрисемейные отношения для психического состояния человека тоже важны. Поэтому поиск компромиссов и налаживание эмоциональных контактов внутри семьи необходимы. Особенно это касается детей. В раннем возрасте семейные конфликты провоцируют неврозы намного чаще.

Людям, склонным к расстройствам нервной системы, уделять внимание здоровью нужно особо. Не стоит забывать, что астеноневротический синдром прогрессирует под влиянием инфекционных и соматических заболеваний, перегрузках, физическом истощении

Поэтому в число профилактических мер включено здоровое питание, своевременное лечение болезней, здоровый восьмичасовой сон. Народная медицина рекомендует употреблять специальные отвары и чаи. Зверобой, боярышник, мята, ромашка позитивно влияют на нервную систему. Регулярное применение травяных сборов из этих лекарственных растений оказывает длительный седативный эффект. Также в профилактических целях стоит принимать таблетки валерианы и экстракт элеутерококка.

Типы по МКБ10

Международная классификация определяет два основных варианта развития патологии:

  1. Гипердинамический. При таком характере болезни проявляется повышенная возбудимость, рассеянность, расторможенностью, потеря внимания. Также яркие признаки — эмоциональная нестабильность и бессонница.
  2. Гиподинамический. Провоцирует сниженную активность, плохое настроение, чрезмерное спокойствие. Ребенок существует внутри собственного мира, он слабо реагирует на изменяющуюся реальность. Вероятны проблемы с развитием речи, неадекватное восприятие запахов и посторонних звуков.

Депрессия, уходи!

К сожалению, астеническое состояние может привести к хронической депрессии, но если вовремя помочь мозгу — все в итоге довольно быстро наладится.

Депрессивные переживания, чувство отчаяния, одиночества, безразличие могут быть признаками «постковидной» астении. Природа депрессии до конца не изучена, и довольно большая часть всех депрессий связана с нарушениями работы нервной системы и головного мозга. Катерина Сергеева уточняет, что при всех депрессивных состояниях людям нужны поддержка и принятие близких: «Поверьте, никто не в восторге от чувства собственной слабости, и большинство людей до последнего не признают, что с ними что-то не так. Если вы знаете, что близкие перенесли COVID-19, постарайтесь поддержать в быту, минимизируйте их нагрузку, проявите заботу».

Нужно дать себе время на восстановление. Избегайте перегрузок, тяжелой работы, не слишком нагружайте себя психически и физически. Если пытаться сразу включить человека в обычный темп, говорить «возьми себя в руки», «не обращай внимания», «так у всех» — можно только спровоцировать ухудшение состояния.

Если человек испытывает недостаток жизненных сил, перенес физическую или психическую перегрузку, то он очень легко может войти в так называемую «депрессивную воронку». «Серые очки» депрессии провоцируют поиск новых поводов для огорчения, все начинает казаться мрачным, безнадежным. Человек может стать агрессивным (и это еще полбеды). Еще хуже, когда все раздражение он направляет против себя самого. Тогда он кажется себе неудачником, все воспринимает как ошибку, а свою жизнь считает невыносимой.

Когда после выздоровления от COVID-19 можно ходить в баню и бассейн?
Подробнее

Разновидности синдрома

Специалисты пришли к выводу, что астено-невротический синдром у детей это заболевание, которое может обнаружиться в таких формах, как:

  • Церебрастенический астеноневроз – врожденная патология, обусловленная органическими поражениями головного мозга.
  • Резидуальная астения – врожденный вид невроза, возникающий в результате патологии нервной системы или в результате родовой травмы головы. Проявлениями данной разновидности болезни являются плаксивость, энурез, нарушения мелкой и крупной моторики.
  • Соматогенная астения – разновидность психосоматического недуга. Как правило, данная разновидность невроза формируется у детей, имеющих в анамнезе нарушения в функционировании пищеварительной системы в виде гастритов, язвенного поражения двенадцатиперстной кишки.
  • Дизонтогенетическая астения, основными признаками которой являются хроническая усталость, низкая работоспособность и слабая концентрация внимания на интеллектуальной задаче.
  • Психосоциальная неврастения – это невроз, возникающий как следствие неблагоприятной обстановки в семье. В подростковом возрасте данная форма астении может развиться в результате неприятия ребенка обществом сверстников. Эта разновидность болезни проявляется бессонницей и частыми головными болями.
  • Гипердинамическая астения – это форма невротического расстройства детей дошкольного возраста. Она проявляется в виде двигательной расторможенности, неусидчивости, суетливости ребенка.
  • Гиподинамическая астения – это вид невроза, при котором процессы торможения в нервной системе преобладают над процессами возбуждения. Ребенок пассивен, малоподвижен, погружен в собственный внутренний мир, избегает общения со сверстниками и подвижных игр. Главной причиной этого типа заболевания является дефицит массы тела или избыточный вес, слабый мышечный тонус, склонность к простудным заболеваниям.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector