Кризис 7 года жизни

Как реагировать и чем помочь аутоагрессивному подростку

Психологи не рекомендуют родителям, заметившим у своего ребенка какие-либо проявления аутоагрессии, устраивать скандал, наказывать или высмеивать его. Это только усилит внутренние переживания и отдалит вас друг от друга. Но и оставлять без внимания проявления саморазрушительного поведения не стоит – со временем они могут усугубляться и переходить в куда более тяжелые и опасные формы.

В такой ситуации рекомендуется постараться исключить любые проявления агрессии как в отношениях с ребенком, так и с остальными членами семьи – это поможет создать приятную, дружелюбную атмосферу. Выражая (или проявляя) соучастие, заботу и понимание, родители дадут почувствовать аутоагрессивному подростку, что его любят, поддерживают и ни в чем не винят

Очень важно найти способ выйти с ним на диалог, после чего можно мягко и ненавязчиво предложить вместе сходить на консультацию к психологу.

В нашем центре психологической помощи специалист поможет ребенку понять, что именно стало причиной направленной на себя агрессии. Определив факторы, которые спровоцировали развитие аутоагрессивного поведения, и учитывая особенности характера подростка, психолог подберет оптимальный для конкретного случая метод снятия аффективного заряда, внутреннего напряжения и психологического дискомфорта. Важнейшими этапами психотерапии являются повышение самооценки ребенка, проработка и устранение комплексов – подросток постепенно учится принимать и любить себя, свое тело, избавляется от стеснительности и скованности.

Параллельно психолог работает и с родителями, ведь очень часто именно напряженная атмосфера в семье является главной предпосылкой развития аутоагрессии у ребенка. В ходе семейной терапии специалист поможет родителям подростка найти способ улучшения взаимопонимания между членами семьи, создания доверительных и теплых отношений с ребенком.

Аутоагрессия у подростков

Аутоагрессия у подростков отличается от детской более высокой осознанностью, в этом возрасте они начинают скрывать свои повреждения, отодвигать акт нанесения себе увечий на некоторое время, оправдывать для себя собственное поведение.

У подростков очень широкий спектр факторов, которые могут повлиять на формирование аутоагрессивного и самоповреждающего поведения:

Перенос агрессии с внешних объектов на себя. Общество не позволяет подростку выплескивать свои негативные эмоции, ему не разрешается кричать на кого-то, оскорблять и бить. Чтобы не терять свои позиции в социуме, но находить выход для своих эмоций, подросток делает себя объектом агрессии.
Постоянно повышенное психическое напряжение. Пытаясь отвлечься от тяготеющих его переживаний, подросток, например, режет себе руки или делает очередной прокол каких-либо частей тела.
Непринятие своего тела часто приводит к нанесению себе вреда особыми способами: отказом от пищи, изнуряющими тренировками, попытками украсить себя пирсингом или татуировкой.
Недостаточно тесные взаимосвязи со значимыми людьми. Часто самоповреждения возникают у подростков, воспитывающихся в авторитарных и либеральных семьях. В первом случае в связи с постоянными упреками, не всегда обоснованными повышениями голоса и вездесущим контролем ребенок не чувствует, что его любят

Во втором – родители не демонстрируют практически никакой заинтересованности жизнью подростка, поэтому он, пытаясь заслужить их любовь, привлекает их внимание с помощью самоповреждений.

Чувство вины, постоянно вменяемое взрослыми. Стараясь от него избавиться, подросток начинает наказывать сам себя, в том числе самообвинениями, самоунижениями и самоповреждениями.
Демонстративное поведение

Человек пытается привлечь внимание взрослых и близких людей к себе, своему состоянию и переживаниям, находясь в поиске сочувствия и понимания.

Подросток, с одной стороны, отлично понимает, что самоповреждения – это отрицательное явление. С другой – он не полностью осознает, что некоторый вред, который он себе наносит, может привести к реально серьезным последствиям, в том числе – к летальному исходу. Поэтому подростки – это та группа людей, с которой обязательно проведение психологической работы сразу после того, как была выявлена первая попытка самоповреждения, а также постоянный мониторинг состояния со стороны родителей, педагогов и психолога.

Депрессивное расстройство

Отдельный возрастной период отличается собственными депрессивными нарушениями.

Детки раннего возраста, до 3 лет, становятся печальными, избегают контакта глаз. Наблюдается задержка приобретения новых навыков, достижений согласно возрастному периоду. Характерны самоповреждающие поступки: кусают, бьют себя, ударяются головой. Успокаивающими движениями считается сосание пальца, покачивания, монотонное хождение.

Младшие школьники становятся апатичными, раздражительными, замкнутыми. Наблюдается утрата интересов, снижение интеллектуальной деятельности. Нарушается сон.

Депрессия подросткового возраста определяется негативизмом, быстрой сменой настроения. Беспокоит чувство вины, самообвинения. Типичны нарушения сна, питания. Негативизм, агрессивность провоцируют ухудшение отношений с друзьями, проблемы учебной деятельности. Частым признаком становятся суицидальные попытки.

Причины эмоционального выгорания

Стресс, приводящий к выгоранию, как правило, обусловлен целым комплексом факторов:

  • Высокой нагрузкой. Когда к и без того плотному расписанию в старших классах прибавляется подготовка к экзаменам, школьники почти всё время тратят на учёбу. Огромные объёмы новой информации при недостатке отдыха вызывают психологический перегруз. 
  • Эмоциональным давлением. «С такими знаниями ты ничего не сдашь!», «Я жду от тебя только пятёрку» — порой взрослые заставляют подростка предъявлять к себе нереалистичные требования, а перфекционизм порождает страх и нервозность. В итоге вместо того, чтобы усиленно заниматься, подросток теряет интерес к учёбе. 
  • Ощущением необъятности. Если задач слишком много, и школьник не понимает, за что браться и как всё успеть, — он может начать прокрастинировать. Внешне это выглядит как лень, но на самом деле тревога не даёт ему взяться за дело.          

«Доктор, а это лечится?..»

Если вы заметили тревожные проявления со стороны поведения малыша, вам стоит научиться особому отношению к своему ребенку, формируя проявление ласки и понимания. Также вам нужен правильный и веселый выход из различных конфликтных ситуаций, дабы не провоцировались приступы самобичевания у самого малыша

Важно отказаться от физических наказаний и обзывания, унижений, криков по любому поводу, если же вы застаете ребенка за самонаказанием, не стоит его за это ругать, попытайтесь ненавязчиво и нежно ему воспрепятствовать. Важно прижать его к себе, шутить и целовать, рассказать о своей любви к нему

Переведите все его действия в шутки, вовлеките себя в его действия, чтобы они стали выглядеть игрой и не приносили уже физических страданий. Стоит поговорить с ребенком и попытаться докопаться до правды и до истоков, почему малыш так себя наказывает, в чем он себя винит. Помочь в устранении или выявлении причин аутоагресии помогут песочная или арт-терапия, а также сказкотерапия. Если же аутоагрессия у ребенка приняла затяжной характер, то стоит как можно скорее обратиться к психотерапевту. Только специалисты научат вас с малышом жить в мире и согласии.

Симптомы

Увидеть реальные симптомы аутоагрессии у подростка не всегда легко, так как часто они тщательно скрываются. Сделать это обычно удается тем родителям, которые находятся в тесном контакте с ребенком и сумели добиться его доверия. Некоторые подростки наносят себе повреждения, например, порезы только ради интереса и получения нового опыта. Эта группа часто сразу или через время признается во всем родителям, делится с ними своими впечатлениями и больше не повторяет. Если же аутоагрессия входит в привычку, то ее можно распознать по некоторым прямым или косвенным признакам:

  • Появление на теле порезов, царапин, проколов кожи, причину возникновения которых ребенок не может или отказывается называть.
  • Повышенная скрытность, постоянно длинные рукава и штанины, отказ от более легкой одежды даже в жаркое время.
  • Стремление к изменению своего тела, особенно если для этого нет объективных причин: просьбы разрешить сделать татуировку или пирсинг, отказ от пищи. Иногда разрешение родителей не спрашивается, все делается самостоятельно или с помощью друзей.
  • Признаки возникновения вредных привычек: запах сигарет и алкоголя, нарушения адекватности поведения, случайное обнаружение у ребенка табачных изделий.
  • Внезапное увлечение подростка экстремальными видами спорта и занятиями.

Сроки

Родители, столкнувшиеся с кризисом 3 лет, в первую очередь интересуются, сколько он длится и когда в норме должен закончиться. Однако данный вопрос слишком индивидуален, чтобы иметь однозначный ответ.

Во-первых, он может начаться и в 2,5 года, и в 3,5. Психологи утверждают, что чем раньше ребёнка отдают в детский сад, тем раньше наступает кризис. Главное, чтобы это произошло до 4 лет, — тогда можно говорить о норме психического развития.

Во-вторых, он может закончиться в течение 3 месяцев, а может длиться до одного года. Это зависит от устойчивости нервной системы, темперамента ребёнка, поведения родителей и психологической помощи со стороны.

В-третьих, короткосрочный кризисный период сопровождается чаще всего яркими появлениями, а затяжной — более спокойными. Это норма. А вот если он продолжается более полугода и при этом ежегодно устраиваются неконтролируемые истерики, консультация психотерапевта обязательна.

Симптомы

Дети раннего и дошкольного возраста импульсивно наносят себе повреждения: бьют руками по голове, царапают, щипают, кусают, вырывают волосы, ударяются о стену. Реакция развивается на фоне эмоционального возбуждения непосредственно после наказания или запрета со стороны взрослого. Отличается непроизвольностью – малыш не в состоянии отсрочить, обдумать, выбрать способ реализации агрессии, переключиться на другие эмоции. В старшем дошкольном возрасте аутодеструктивные действия начинают отделяться от провоцирующей ситуации. Ребенок обвиняет себя в развитии различных конфликтных ситуаций, например, в возникновении ссоры между родителями. Самонаказание происходит в мыслях, физические действия скрываются от посторонних.

Младшие школьники используют физические повреждения как метод манипуляции взрослыми. Например, причиняют себе вред, чтобы вызвать жалость матери, не идти в школу. В подростковом периоде определенные виды аутоагрессии становятся условиями получения признания сверстниками, родителями. Девушки ограничивают объемы пищи, полагая, что от стройности зависит привлекательность. Юноши начинают курить, употреблять алкоголь, чтобы доказать самостоятельность и взрослость. Суицидальные попытки являются способом наказания себя и одновременного решения всех проблем либо нацелены на максимальное привлечение внимания. Часто подростки наносят порезы в области запястий, лазают по высоким конструкциям недостроенных зданий, ходят по краю обрыва, ездят на велосипедах и мотоциклах на высокой скорости, не используя защиту.

Что такое эмоциональное выгорание

Выгорание — это состояние эмоционального и умственного истощения, вызванное длительным стрессом. Такое случается, когда человек так интенсивно работает, что мозг не справляется с нагрузкой, и нарастает тревога. И когда тревожность достигает пика, запускается защитный механизм, который выключает работоспособность

Внимание рассеивается, ухудшается память, снижается способность к восприятию информации. А поскольку ресурсы на исходе, физическое здоровье тоже оказывается под угрозой

На фоне эмоционального выгорания могут возникнуть проблемы со здоровьем. 

Американские психологи К. Маслач (K. Maslach) и С. Джексон (S. Jackson) выделяют четыре стадии эмоционального выгорания:

  1. Психическое истощение (постоянное ощущение усталости). 
  2. Сомнения в своих силах и стыд за проявленную слабость.
  3. Грубость и цинизм, как попытка защититься от стресса. 
  4. Ощущение беспомощности перед лицом неразрешимой проблемы. 

Среди школьников выгоранию часто подвержены старшеклассники в период экзаменов. Подготовка в сжатые сроки, давление со стороны окружающих и высокая учебная нагрузка могут привести к истощению. Чтобы этого не произошло, необходимо как можно раньше выявить у подростка симптомы эмоционального выгорания.  

Какой бывает аутоагрессия

Существует достаточно много разных видов аутоагрессии.

  • Человек может наносить себе телесные повреждения: кусать себя, бить, резать, щипать, царапать, вырывать волосы.
  • Также он может причинять себе физический вред через отказ от еды или, наоборот, обжорство и неспособность отказаться от определенных продуктов, даже если они приносят очевидный вред.
  • Человек может не наносить себе вред непосредственно, но провоцировать других делать это или помещать себя в опасные, рискованные ситуации.
  • Аутоагрессивными действиями можно считать вредные привычки, например, курение, пьянство, наркоманию.
  • Человек может пытаться покончить с собой, демонстрировать суицидальное поведение.
  • Аутоагрессия может оставаться в психологической плоскости: человек ругает, очерняет и оговаривает себя, склонен к самообвинениям и самоуничижению.

Симптомы аутоагрессии могут меняться в зависимости от характера ее проявления и быть более или менее очевидными. Если следы от телесных повреждений заметить достаточно легко, то определить аутоагрессию в самообвинениях или любви к рискованным ситуациям может быть сложнее.

Деструкция сексуального поведения

Подростки легко поддаются сексуальным деструкциям, учитывая незавершенность их половой идентификации, неосознанное усиление полового влечения. Обычно подростковые сексуальные перверсии определяются ускоренным или замедленным половым созреванием.

Часто дети с замедленным половым развитием становятся жертвами сексуальных извращений. Они неуверенные в себе, медлительные, неуклюжие, несобранные.

Подростки с ускоренным половым развитием вспыльчивы, агрессивны, жестоки до садистических тенденций. Страдают расстройствами сексуального влечения. Наиболее часто отмечается:

  • визионизм – скрытое разглядывание обнаженных людей;
  • эксгибиционизм – обнажение на публике;
  • совращение малышей;
  • сексуальные манипуляции с животными;
  • групповой онанизм;
  • эротические фантазии, рассуждения с мастурбацией;
  • сексуальное влечение к моче, калу.

Сексуальными девиациями считаются половые контакты, петтинг – обоюдные ласки без половых отношений, случающиеся до полового созревания, промискуитет подросткового периода – многочисленные половые связи с разными партнерами.

Сексуальные перверсии выражаются подростковым гомосексуализмом, носящим ситуативный характер. Возможен в закрытых однополых учебных заведениях.

Во взрослом возрасте при адекватной половой жизни сексуальные перверсии исчезают. В противном случае сохраняются всю жизнь.

Причины возникновения

Психологи не могут точно и однозначно назвать конкретные причины возникновения возрастных кризисов. Выделяются определенные влияющие причины кризиса 3-х лет и факторы, которые прослеживаются в тех или иных ситуациях.

Особенности темперамента ребенка. Дети, обладающие слабым или неустойчивым типом нервной деятельности, чаще переживают кризис с максимально острыми проявлениями. Особенно тяжело приходится детям с холерическим темпераментом или малышам-меланхоликам. Сангвиники и флегматики менее подвержены кризисным изменениям.

Авторитарное воспитание – еще одна из причин серьезного кризиса дошкольного возраста. Постоянная диктатура родителей, подавление инициативы и игнорирование желаний ребенка приводит к бурным протестам.

Повышенная тревожность родителей и избыточная забота о малыше (гиперопека). Стремления и желания ребенка подавляют из-за чрезмерного волнения за его здоровье. Родители не считают ребенка самостоятельным, делают за него все.

Проблемы со здоровьем. Психические отклонения, неврологические заболевания и тяжелая хроническая патология влияют на реакции детей.

Конфликты внутри семьи. В этом случае психологи дают рекомендации для родителей – не вмешивать ребенка во взрослые проблемы оградить его от выяснения родительских отношений и негатива.

Осложнения

Аутоагрессия не позволяет ребенку сформировать адекватные способы решения конфликтов и выхода из стрессовых ситуаций. В результате, подрастая, малыш не может научиться грамотно выстраивать беседу, испытывает трудности с формулировкой и высказыванием личного мнения, ограничивает свое поведение, стараясь постоянно подстраиваться под реакции окружающих людей. У ребенка развивается мнительность, тревожность, сложности адаптации в незнакомом коллективе. В наиболее тяжелых ситуациях повзрослевшие дети не могут получить достойное образование и выстраивать адекватные отношения с представителями противоположного пола.

Диагностика

Куда обратиться в первую очередь, если есть подозрения, что у подростка прогрессирует психическое расстройство? Первичный осмотр может провести любой из перечисленных специалистов:

  • психолог;
  • психиатр;
  • невролог;
  • нейропсихолог;
  • дефектолог.

Изучив симптомы, врач направляет пациента на дальнейшее обследование, выявление сопутствующих соматических нарушений.

К процессу борьбы с заболеванием обязательно должны быть подключены родители. Для эффективного взаимодействия врача и подростка следует помнить о специфичности переходного возраста, а также индивидуальных особенностях больного.

Задача врача:

  • показывать толерантное отношение к ребенку, признавать естественность существования у него тревоги, напряжения и подозрительности, выражать понимание по поводу нежелания подростка общаться с психиатром;
  • учитывать возможные препятствия для восприятия подростком информации, в частности из-за наличия вербальных галлюцинаций, тяжелых нарушений концентрационной функции внимания;
  • всегда внимательно выслушивать больного, воспринимать серьезно любую предоставленную информацию, расспрашивать о деталях, используя употребляемые им термины;
  • придерживаться оптимальной дистанции с ребенком, учитывая его потребности в личностном пространстве, например, не возражать, если больному будет легче разговаривать с вами во время игры, ходя по кабинету;
  • продемонстрировать стремление помочь;
  • подробно объяснить ребенку и родителям, в чем будет заключаться процедура оценки состояния ребенка;
  • сбор информации проводить постепенно, по мере формирования доверия со стороны ребенка и его родителей;
  • познакомить подростка и его родителей со специалистами, которые будут участвовать в осуществлении психосоциального вмешательства.

Специалист, который предоставляет квалифицированную психиатрическую помощь ребенку с шизофренией, должен учитывать стадию ее развития, тяжесть и механизмы нарушений адаптивного поведения, наличие особых образовательных проблем, ситуацию в контексте семьи.

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

  • Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
  • Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
  • Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.

Мнение Комаровского

Евгений Олегович считает, что агрессию ребенка, направленную на самого себя, нельзя игнорировать. Также он предлагает следующий алгоритм действий в период приступа:

  • Физически остановить ребенка. Например, если он замахивается, чтобы ударить себя, уверенно задержать его руку.
  • Предложить адекватный способ выпустить пар, например, побить мягкий диван, пока не станет легче.
  • Выразить чувства ребенка: «ты рассержен», «ты обижен».
  • После того, как ребенок успокоился, провести спокойную беседу о последствиях гнева на себя и способах его адекватного реагирования на доступном малышу языке.

Причины аутизма

Точной причины развития заболевания не установлено. Существует несколько гипотез возникновения аутизма. Основной из причин считается влияние на организм ребенка генномодифицированных продуктов. Кроме того, возможными провоцирующими факторами являются:

  • тератогенное воздействие на плод в период беременности (консерванты, алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, стресс и т. д.);
  • органические поражения ЦНС;
  • гормональные нарушения;
  • вирусные и бактериальные инфекции;
  • воздействие внешних факторов окружающей среды (радиация, отравление тяжелыми металлами и др.).

Диагностика

Первые отчетливые симптомы аутоагрессии у ребенка проявляется в возрасте от 2 до 3 лет. Патологическая реакции возникает непосредственно в конфликтной ситуации, поэтому выявить ее не составит труда. По мере взросления ребенка симптомы недуга становятся более выраженными. Подросток часто не осознает и отрицает наличие аутоагрессии и симптомов дезадаптации.

Диагностирование недуга происходит во время клинической беседы. При обследовании детей до от 6 до 7 лет опрос родителей считается наиболее информативным методом диагностики, однако начиная с 7 либо 9 лет врач дополнительно беседует с ребенком. Вопросы ориентированы на выявление симптомов аутоагрессии, особенностей отношений в семье и школе, хобби, увлечение.

Несоциализированное/социализированное нарушение поведения

Несоциализированное расстройство поведения сопровождается агрессией, асоциальными деяниями, направленными на других детей. Это главный отличительный признак дефекта.

Выражается неспособностью наладить взаимоотношения со сверстниками, отвержением детьми, отсутствием близких друзей.

Взаимоотношения со взрослыми сохраняются или также нарушены. Ребенок грубый, гневливый. Это индивидуалист, противостоящий авторитетам. Типично:

  • хулиганство;
  • физическое, психическое насилие, драчливость;
  • жестокость относительно детей, животных;
  • порча имущества.

Петя, 7 лет. Поступив в 1 класс, наметились проблемы взаимодействия с одноклассниками. Был груб, конфликтен. Ни с кем не установил дружеских отношений. Затевал около 15 ссор за день. Чрезмерно жесток. Во время драк наносил тяжелые травмы. Равнодушен к чужой боли.

Нарушал дисциплину. На замечания реагировал словесной агрессией. Неусидчив, разговаривал на уроках. Неуправляем, противостоит режиму. Учителей называл злодеями. Однако проявлял высокие интеллектуальные способности, любознательность.

Был отчислен из школы за плохое поведение. Дома отказывается учиться. Увлекается компьютерными играми, играет игрушечным телефоном. Суетлив, гиперактивен. Успокаивается, когда находит увлекательное занятие. Очень любит слушать, когда мама читает ему книгу. В школу возвращаться категорически не желает.

Социализированное расстройство поведения: характерно агрессивное, антисоциальное поведение общительных подростков, имеющих длительные, налаженные отношения со сверстниками. Нередко становятся членами антисоциальных группировок.

Типичным являются противоправные деяния: разбой, воровство, нападения.

Отношения со взрослыми, обладающими властью (учителя, родители) нарушены, с другими способны сохранять нормальные взаимоотношения.

Вероника, 13 лет, ученица 7 класса. Школу не посещает. Неделями отсутствует дома. С родственниками груба, агрессивна, конфликтна.

Неряшлива. Курит, выпивает, ярко красится. Употребляет до 10 таблеток димедрола, чтобы «поймать глюки». Однажды с подругой напились таблеток, стремясь свести счеты с жизнью. Испытав болезненные последствия, более попытку не повторяли. Предлагали попробовать героин, но отказалась, боясь исхода.

Выносит деньги из дома. Однажды украла деньги на работе у мамы. Дружит с ребятами, старшими по возрасту. Вместе обворовали комнату сестры, вынеся деньги, украшения, после конфликта с мужем сестры.

Школу, в которую родители перевели девочку недавно, перестала посещать, когда ее стали обзывать одноклассники. Тогда натравила на обидчиков старших товарищей, чтобы припугнуть.   После Вероника посетила школу, чтобы проверить, будут ли ее дразнить дальше. Удовлетворенная отсутствием травли, больше в школу не возвращалась.

Издевается над младшим братом, обижает его. Поведение девочки изменилось после смерти отца и рождения брата от второго маминого брака.

Симптомы аутоагрессии у ребенка

У детей раннего возраста и дошкольников симптомы аутоагрессии проявляются импульсивно: они могут ударять себя по голове руками, рвать волосы, брови и ресницы, царапать, кусать, щипать, иногда биться об стену головой или другими частями тела. Такая реакция обычно возникает непроизвольно в связи с эмоциональным перевозбуждением сразу после негативного воздействия: наказания, запрета, поломки игрушки, резкой отмены поощрения или позитивного события. При этом, малыш не успевает сознательно подумать о том, что он делает, не может отодвинуть во времени или переключиться на более положительные эмоции. У детей этого возраста встречается и вербальная агрессия, например, самообвинения в ссорах с родителями или конфликтах между ними.

Аутоагрессия у ребенка 5-7 лет и старше становится способом манипуляции взрослыми. Например, он пытается порезаться или пораниться для того, чтобы родители его пожалели и разрешили не ходить на контрольную работу.

У каждого ребенка может быть свой спектр аутоагрессивных симптомов. Главный их критерий – причинение вреда себе в физическом или психологическом смысле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector