Что такое девиантное поведение и почему это почти норма?

Основные понятия

Простыми словами, девиантное поведение — это устойчивое (постоянно повторяющееся) поведение, отклоняющееся от общепринятых общественных норм. Для данного явления существует и другое понятие — социальная девиация. Общество вынуждено реагировать на него определёнными санкциями: изоляцией, лечением, исправлением, наказанием.

Так как девиантное поведение является предметом изучения различных наук, каждая из них даёт ему своё, специфическое определение.

Социология

Социологи девиантным поведением называют любые социальные явления, представляющие угрозу жизни человека, обусловленные нарушением процесса усвоения норм и ценностей, саморазвития и самореализации в обществе.

Медицина

Для врачей девиантность — это пограничная нервно-психическая патология, которая приводит к отклонению от общепринятых норм межличностных взаимодействий. В то же время медики признают, что далеко не все случаи — результат расстройств личности и поведения. Нередко отклоняющееся поведение демонстрируют и психически здоровые люди.

Психология

В психологии это отклонение от социальных и нравственных норм, ошибочный шаблон решения конфликта, направленный против общества. Может измеряться количественно (что определяет степень запущенности проблемы) — через ущерб, нанесённый общественному благополучию, окружающим или себе.

Исходя из этих определений, несложно понять, кто такой девиант. Это человек, демонстрирующий черты отклоняющегося, недопустимого поведения и нуждающийся в помощи специалистов: психологов, психотерапевтов, неврологов.

Психология девиантного поведения — научная дисциплина, изучающая сущность, причины и проявления устойчивых неадекватных поступков. В данном направлении работают разные специалисты — клинические и возрастные психологи, педагоги, юристы и социологи

В настоящее время особое внимание уделяется методам профилактики и коррекции девиаций в подростковом и юношеском возрасте

Девиантология — это наука, изучающая девиации и реакцию общества на них. Включает в себя работу в данном направлении, ведущуюся разными науками: психологией, психотерапией, криминалистикой, социологией.

Диагностика

Диагностика девиантного поведения подростков выполняется психиатром и медицинским психологом. Процесс постановки диагноза основывается на ряде клинических и психологических методов:

Наблюдение, беседа. Врач-психиатр опрашивает пациента: выясняет условия проживания, особенности семейных взаимоотношений, привычки, хобби. Оценивает общее состояние, особенности эмоциональной сферы, поведенческие ответы.
Опрос родителей, родственников. Психиатр выслушивает жалобы людей, близко контактирующих с пациентом

Мнение других людей важно, так как критика к собственному состоянию у девиантных подростков часто снижена. Психологическое тестирование. Клинический психолог предлагает подростку ответить на вопросы тестов, личностных опросников

Часто используется Минесотский многофакторный опросник личности (MMPI), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Айзенка, шкала тревожности. Результат позволяет определить доминирующие особенности личности, характерологические черты.
Проективные методики. Используются клиническим психологом для выявления вытесненных эмоций – агрессии, страха, тревоги. Представлены рисуночными тестами, тестом Сонди, тестом Розенцвейга.

Клинический психолог предлагает подростку ответить на вопросы тестов, личностных опросников. Часто используется Минесотский многофакторный опросник личности (MMPI), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Айзенка, шкала тревожности. Результат позволяет определить доминирующие особенности личности, характерологические черты.
Проективные методики. Используются клиническим психологом для выявления вытесненных эмоций – агрессии, страха, тревоги. Представлены рисуночными тестами, тестом Сонди, тестом Розенцвейга.

Данные специальных диагностических методов дополняются документацией других специалистов, взаимодействующих с подростком. При постановке диагноза психиатр учитывает характеристики школьных учителей, участкового уполномоченного полиции, выписки из амбулаторной карты педиатра, детского невролога  и врачей других специальностей.

Диагностика заболевания патологий поведения подростков

Психика – материя тонкая. Психические отклонения невозможно диагностировать лабораторными исследованиями. Поэтому психологи и психиатры проводят следующие клинические и психологически мероприятия:

  • изначально необходимо наблюдение и проведение беседы, целью которой является установление условий проживания и внутрисемейных отношений, привычек подростка и наличия у него хобби, а также оценка общего состояния, поведенческих ответных реакций и эмоциональных особенностей;
  • следующим этапом становится опрос родителей и близких родственников. Ввиду того, что самокритика подростков с отклонениями поведения зачастую отсутствует вообще или сильно занижена, крайне важны мнение и жалобы окружающих и близкоконтактирующих с пациентом людей;
  • психологические тесты и личностные опросники позволяют установить превалирующие особенности личности и характерологические черты. При этом проводится несколько видов тестирования для получения более объемной картины;
  • проективные методы направлены на получение сведений о вытесненных эмоциях: страхах, агрессии или тревогах. Они основаны на специфических тестах с цветом и формой.

Для полноты формирования клинической картины психиатру требуются дополнительные сведения:

  • характеристики от учителей из школы;
  • характеристика уполномоченного детской комнаты полиции;
  • выписки из амбулаторной карты детских врачей педиатра, невролога и других узких специалистов.

Эти сведения призваны дополнить информацию, полученную в результате проведенных диагностических процедур.

Делинквентное поведение подростков

Именно в подростковом возрасте человек начинает становиться взрослым, пробуя себя и находя свое место «под солнцем». Делинквентное поведение часто формируется в компании друзей, где есть лидер или даже старший, нежели остальные участники, человек. Они не имеют никаких интересов, не занимаются учебой, спортом и прочими полезными делами. От скуки они начинают употреблять алкоголь, наркотики, совершать различные вредоносные поступки. Здесь можно выделить три группы таких подростков:

  1. В первую группу входят подростки, которые обладают моральными принципами, однако внутри них живет конфликт. Они часто становятся внушаемыми и импульсивными в своих действиях, после чего раскаиваются и исправляются.
  2. Во вторую группу входят подростки с внутренним конфликтом, однако у них уже нет угрызения совести и чувства вины. Они совершают поступки, поскольку им так удобно.
  3. В третью группу входят подростки без какого-либо внутреннего конфликта. Они совершают противоправные действия сознательно, получая от этого удовольствие и полностью осознавая, насколько вредными являются их поступки.

Делинквентное поведение не возникает просто так. Ему предшествуют определенные причины, которые усматриваются в следующем:

  • Экономическая ситуация в стране, когда подростки впитывают идею о том, что должны быть богатыми и успешными, однако их реальные финансовые возможности очень малы и ограничены.
  • Семейная обстановка. Если у подростка не складываются взаимоотношения с родителями, которые его чрезмерно опекают, игнорируют, приказывают, не уважают, не любят, не слушают, тогда возникает противоправное поведение.
  • Снижение значимости моральных и культурных ценностей в обществе, что впитывается подростками.
  • Нестабильная ситуация в стране, которая может претерпевать различные перемены, сказывающиеся на восприятии мира подростками.
  • Увлеченность просмотром различных боевиков и фильмов ужасов, в которых отсутствует цензура, все друг друга убивают и причиняют физический вред.
  • Наличие внутренних конфликтов, когда подросток не соответствуют своему идеальному «Я».

Поскольку подросток не способен контролировать свои эмоции, а также часто обвиняет в своих бедах окружающих, он предпочитает совершать делинквентные поступки. Причинив определенный вред обществу, он не видит в этом ничего плохого, поскольку считает, что совершил справедливое действие в отместку за свое горе.

Подростки очень нуждаются в уважении, любви и внимании к своей персоне. Причем они нуждаются не в нравоучениях, а именно в уважительной, равноправной позиции. Если в семье и в школе ребенок требуемых чувств не испытывает к себе, тогда он становится склонным к деструктивному поведению.

Отсутствие увлечений и наличие большого количества свободного времени, которое некуда подевать, тоже может стать причиной делинквентного поведения. Подросток просто будет искать себя хоть в чем-то, что может привести его к противоправному поведению.

Депрессивное расстройство

Отдельный возрастной период отличается собственными депрессивными нарушениями.

Детки раннего возраста, до 3 лет, становятся печальными, избегают контакта глаз. Наблюдается задержка приобретения новых навыков, достижений согласно возрастному периоду. Характерны самоповреждающие поступки: кусают, бьют себя, ударяются головой. Успокаивающими движениями считается сосание пальца, покачивания, монотонное хождение.

Младшие школьники становятся апатичными, раздражительными, замкнутыми. Наблюдается утрата интересов, снижение интеллектуальной деятельности. Нарушается сон.

Депрессия подросткового возраста определяется негативизмом, быстрой сменой настроения. Беспокоит чувство вины, самообвинения. Типичны нарушения сна, питания. Негативизм, агрессивность провоцируют ухудшение отношений с друзьями, проблемы учебной деятельности. Частым признаком становятся суицидальные попытки.

Основные формы девиантного поведения

Зависимость от алкоголя, наркотиков, сигарет

Зависимость (аддикция) — это первостепенная характеристика аддиктивного девиантного поведения. Употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение относят к химической зависимости.

Отравляющие вещества крайне негативно воздействуют на сознание. У человека со временем формируется устойчивая привычка. Он втягивается и уже не чувствует себя комфортно без губительной наклонности. Отравляющие вещества крайне негативно воздействуют на сознание. Начинается процесс деградации. Человек не контролирует себя, появляются признаки агрессии, гнева. Подобные вещества способны стать катализатором для других форм девиации.

Психологическая зависимость

Ещё одна из форм аддиктивного поведения. Выражается в зависимости от окружающих, их мнения, поступков, настроения. В качестве яркого примера можно упомянуть болезненную зацикленность на конкретном человеке — чаще всего, партнёре или предмете влюблённости. Нарушается психологический комфорт, личность уходит от реальности, попадает в рабскую зависимость от некоей власти. Распространена психологическая зависимость от еды, интернета, компьютерных игр. 

Противоправное поведение

Подобное поведение относят к делинквентному. Оно опасно не только для индивида, как в первых двух случаях, но и для общества в целом. Трактуется с позиции наличия состава правонарушений.

Делинквент — тот, кто совершает преступление.

В этом случае речь идёт о полной утрате или деформации моральных качеств. Характерные примеры: воровство, вандализм, хулиганство, мошенничество. Если у подростков подобные действия могут связываться с попыткой утвердиться, завоевать некий статус, у взрослых — это устойчивый способ взаимодействия с окружающей средой.

Антиморальное поведение

Подобный образ действий выражается в отталкивающем, вызывающем поведении на людях. Человек нарушает моральные принципы посредством поступков, слов. Единых критериев-характеристик порой не существует: для разных обществ антиморальными считаются разнородные действия и поступки. Но есть и общие для всех: использование нецензурной лексики, проституция, публичные оскорбления.

Признаки девиации

В психологии выделили 3 основных признака девиации:

  1. Для девиантного поведения характерны вспышки агрессии, воровство, мелкие правонарушения, попытки протестовать, подростки могут терять интерес к учебе, маленькие дети воспринимают собственную мать, как некий идеал.
  2. Для аддиктивной формы поведения характерны психологические и физиологические зависимости. Обидчивые и ранимые люди относятся именно к данному типу. Они могут легко попасть под дурное влияние или впасть в депрессию из-за одиночества.
  3. Деструктивный вариант характеризуется наличием агрессии к себе и окружающим, а также возможностью насилия, суицида и порчи предметов.

Развитие и популярность пирсинга с тату в современном мире заставили психологов отнести излишнюю любовь к данным украшения к новому виду девиантного поведения.

Условно также могут выделять и другие признаки девиации:

  • частое возникновение конфликтов с окружающими;
  • наличие страхов, фобий и депрессий;
  • инфантильное поведение;
  • нежелание получать новые знания;
  • нарушение сна, бессонница;
  • упрямство и проявление агрессии.

Все описанное выше относится к девиантному поведению, что не является нормой. Такое поведение может проявиться как в комплексе, так и единично. Чтобы предотвратить развитие более опасного поведения, такие люди должны встать на учет к специалисту, который окажет профессиональную помощь. В некоторых случаях помогает самостоятельное восстановление психоэмоционального состояния. В этом может помочь курс Викиум «Детоксикация мозга».

Причины

Для развития явственных отклонений необходимы веские основания. Просто так в жизни ничего не происходит. Определенные факторы способствуют накоплению негативных впечатлений, формируют установки, которые препятствуют созданию положительной картины мира. Остановимся подробнее на причинах происходящего. Возможно, это поможет кому-то определиться с дальнейшими шагами.

Неблагополучная семья

Это самая распространенная причина, по которой происходит формирование отклоняющегося поведения. Все мы родом из детства. Невозможно отбросить этот опыт или представить, что его не было. Неблагополучная семья влияет на формирование личности сильнее, чем социальное окружение. Происходит подмена некоторых понятий, отрицание обще семейных ценностей. В семье, где нет уважения, не бывает принятия. Ребенок может расти замкнутым и неприветливым, бояться высказывать свою точку зрения. Это не способствует накоплению положительной энергии, формированию позитивного взгляда на мир. В большинстве случаев ребенок повторяет опыт родителей. Будут невольно скопированы модели поведения, установки, способ реагирования в различных ситуациях. Девиантное поведение личности всегда ведет к разрушению. Индивид не может бесконечно копить в себе тревогу и раздражение. В конечном итоге это выльется в непрекращающийся поток агрессии и осуждения.

Травля в коллективе

Еще одна распространенная причина, способствующая накоплению отрицательных эмоций. Буллинг, как бы он ни выражался, всегда заканчивается опустошением личности. Человек перестает ощущать себя изнутри, не знает, как поступать. Теряется ощущение реальности происходящего, безопасность внешнего мира ставится под сомнение. Травля в коллективе –весомый аргумент, который причиняет боль и страдания. В некоторых случаях может понадобиться помощь специалиста. Ведь если человека постоянно гнобят, то он не может потом выстраивать полноценные отношения, действовать по велению сердца. Создается впечатление, что в душе формируется бронь, препятствующая формированию душевной привязанности. Негативное девиантное поведение– это результат неспособности сделать правильный выбор, определиться с дальнейшими шагами.

Влияние сверстников

Желание самоутвердиться иногда приводит к неконтролируемым последствиям. Примеров девиантного поведения среди подрастающего поколения немало: ровесники настойчиво требуют от формирующейся личности соблюдения определенных правил и установок. Влияние сверстников оказывает огромное влияние на индивида. Нет ничего грустнее, чем наблюдать, что подросток пошел не по самой лучшей дороге. Разрушительное влияние сверстников может быть весьма серьезным.

Заниженная самооценка

Это серьезная проблема, могущая обесценить любые начинания. Низкая самооценка не позволяет претендовать на высокое положение в обществе, заставляет людей довольствоваться малым, не ведет к развитию. Нередко это становится причиной того, что личность перестает себя ценить. В результате может сложиться ощущение, что справедливости в мире не существует, поэтому можно творить, что хочется, совершать любые безумные поступки. У подростков и детей складывается ощущение непонятности, происходит постепенное накопление разочарования во внешнем мире

В связи с этим они пытаются привлечь к себе внимание родителей, педагогов, любых окружающих людей. Девиантное поведение срабатывает как форма протеста

Личность не осознает собственных мотивов, потому что действует, основываясь на негативных впечатлениях.

Причины девиантного поведения

Отклонение может сформироваться в результате заданных изначально, органических причин либо в результате нарушений в процессе развития и воспитания.
К изначально предопределенным причинам отнесем генетические дефекты развития, родовые травмы, нарушения формирования и развития различных систем и функций организма (интеллектуальное развитие, особенности мыслительных операций и пр.). Эти причины создают условия для возникновения нарушений (например, у гиперактивных детей, умственно отсталых, аутичных). Но, чаще всего, они всего лишь определяют группу риска для развития социального девиантного поведения детей и подростков. Школьник может не иметь никаких проблем с дисциплиной, имея в то же время такие нарушения в развитии. При этом в субъективно сложных стрессовых условиях такой школьник или подросток может начать вести себя так, что будет попадать под определение девиантного ребенка.

Типы девиантного поведения

Зависимо от отношения к людям Т. Парсонс выделяет два вида девиантного поведения:

1. Личность заботится о сохранении и установлении отношений с другими личностями. Она может стремиться возобладать над другим, поставить в подчиненное положение его. Это часто обуславливается девиантным поведением и мотивацией. Так зачастую поступают члены преступных групп.

2. Личность уступает другим, им подчиняется. В этих случаях она может становиться на путь девиантного поведения и мотивации, в особенности в отношении к личности сильной и активной. Так, пассивное приспособление к Сталину и сталинской иерархии в большевистском руководстве было причиной девиантности большинства людей.

Классификация девиантного поведения зависимо от отношения к стандартам (нормам, потребностям, ценностям,) разработана в обществе Мертоном (в 1910 г.), который выделял такие виды девиантного поведения:

Нормальность (тотальный конформизм) поведения, принятие культурных норм. Таким является поведение человека, который получил хорошее образование, имеет престижную работу, продвигается по карьерной лестнице и так далее. Такое поведение реализует как свои потребности, так и ориентируется на других (соблюдены нормы). Это, строго говоря, как раз единственный вид недевиантного поведения, в отношении к которому выделяются разные виды девиации.

Инновационное поведение означает, с одной стороны, согласие с целями собственной жизнедеятельности, которые одобряются в этом обществе (культуре), но, с другой стороны, не следует одобряемым общественно средствам их достижения. Инноваторы применяют новые, девиантные, нестандартные средства достижения полезных общественно целей. В постсоветской России много инноваторов занялись строительством финансовых «пирамид», приватизацией государственной собственности, вымогательством («рэкетом») и так далее.

Ритуализм до абсурда доводит нормы и принципы этого общества. Ритуалист — бюрократ, который требует выполнения всех формальностей от просителя, и забастовщики, которые работают «по правилам», что вызывает остановку самой работы.

Ретреатизм (бегство от действительности) — это тип девиантного поведения, при котором человек отвергает и пути (издержки, средства, время) достижения, и сами одобряемые обществом цели. Такое девиантное поведение присуще пьяницам, бомжам, монахам, наркоманам и так далее.

Революция (бунт) — форма девиантного поведения, которая не лишь отрицает устаревшие пути поведения и цели, но и заменяет их новыми. Российские большевики во главе с Лениным отвергли средства и цели буржуазно-демократического общества, которые складывались в 1917 году в России после свержения самодержавия, и восстановили последнее на новой политической, идеологической, социальной и экономической основе.

Из сказанного видно, что девиация и конформизм — два противоположных типа поведения, которые предполагают взаимно и исключают одно другое. Из описания видов девиации видно, что она не является лишь негативным типом поведения людей, как это может на первый взгляд показаться. Юрий Деточки в фильме «Берегись автомобиля» ради благородных целей — борьбы с «теневиками» и спекулянтами — крал у них автомобили, и перечислял в детские дома средства от продажи.

Профилактика асоциального поведения

Профилактика девиаций эффективнее всего, когда она выполняется в комплексе: со стороны семьи, общества и государства. Разберёмся, какими способами она может осуществляться.

В семье

Профилактику девиаций имеет смысл начинать в детстве и подростковом возрасте, поскольку ученые доказали, что у людей, совершивших преступление, были предпосылки к этому ещё в детстве.

В идеале, родители должны уделять ребёнку много внимания: общаться и внимательно слушать его, замечать отклонения в его поведении, знать его друзей, разговаривать с ним об общественных нормах. И, конечно, самим показывать пример адекватного поведения — например, никогда не поднимать руку на ребёнка, иначе у него сформируется установка, что насилие — это нормально и правильно

Важно, чтобы у ребёнка сформировалось понимание границ и рамок дозволенного, умение самому регулировать свои действия

Хорошо, если в школе для детей будут проводить специальные классные часы по профилактике зависимостей и других антиобщественных поступков.

В государстве

Также в идеале профилактика девиаций должна проводиться со стороны государства. Ведь число людей с асоциальным поведением напрямую зависит от благополучия в обществе. Если государство помогает малоимущим семьям, обеспечивает для всех равный доступ к образованию и медицине, заботится о пенсионерах и даёт рабочие места, то в стране уменьшается количество преступлений, меньше людей подвержены зависимостям и в целом психологический климат намного лучше.

В обществе

Наконец, нельзя не отметить, что общество вполне способно к саморегулированию. Дело в том, что деятельность человека проявляется не в обществе в целом, а в одной из его малых групп: в семье, рабочем или учебном коллективе, компании друзей или др. Внутри каждой из них существуют свои негласные нормы поведения, которые каждый участник принимает, если хочет быть причастным к этому коллективу. Например, замечено, что в небольших этносах или просто маленьких населённых пунктах уровень девиации гораздо ниже, чем в больших городах. Сказывается то, что там в буквальном смысле все знают друг друга, и жизнь человека напрямую зависит от других людей

Поэтому каждому так важно ощущать свою причастность к своему народу

Примерно то же самое происходит в субкультурах — как молодёжных, так и вполне серьёзных, например, в научном или бизнес-сообществе. Их представителей объединяют общие ценности, представления о допустимом и недопустимом, а также представление о собственной исключительности — конечно, в положительном смысле. Ведь чтобы попасть в такую субкультуру, нужно обладать определёнными знаниями, связями и ценностями. Предполагается, что человек, ценящий свою причастность к такой «элите», не пойдёт против её моральных установок.

Виды девиантного поведения

Социальные нормы и отклоняющееся поведение в сочетании друг с другом дают понимание нескольких разновидностей девиантного поведения (в зависимости от направленности шаблонов поведения и проявления в социальной среде):

  1. Асоциальное. Данное поведение отображает склонность личности совершать поступки, угрожающие благополучным межличностным отношениям: нарушая морально-нравственные нормы, которые признаются всеми членами определенного микросоциума, человек с девиацией разрушает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Все это сопровождается множественными проявлениями: агрессией, сексуальными девиациями, игроманией, иждивенчеством, бродяжничеством и т.п.
  2. Антисоциальное, еще одно его название – делинквентное. Девиантное и делинквентное поведение зачастую полностью отождествляются, хотя делинквентные поведенческие штампы касаются более узких вопросов – имеют своим «предметом» нарушения правовых норм, что приводит к угрозе социальному порядку, разладу благополучия окружающих людей. Это могут быть самые разные действия (или их отсутствие) напрямую или опосредованно запрещенные действующими законодательными (нормативными) актами.
  3. Аутодеструктивное. Проявляется в поведении, угрожающем целостности личности, возможностям ее развития и нормального существования в обществе. Этот вид поведения выражается по-разному: через склонность к суицидам, пищевые и химические зависимости, деятельность со значительной угрозой для жизни, также – аутические/виктимные/фанатические шаблоны поведения.

Формы девиантного поведения систематизируются исходя из социальных проявлений:

  • негативно окрашенные (всевозможные зависимости – алкогольная, химическая; криминальное и деструктивное поведение);
  • позитивно окрашенные (социальное творчество, альтруистическое самопожертвование);
  • социально-нейтральные (бродяжничество, попрошайничество).

В зависимости от содержания поведенческих проявлений при девиациях, их подразделяют на типы:

  1. Зависимое поведение. В качестве предмета влечения (зависимости от него) могут быть различные объекты:
  • психоактивные и химические средства (алкоголь, табак, токсические и лекарственные вещества, наркотики),
  • игры (активирующие азартное поведение),
  • сексуальное удовлетворение,
  • ресурсы интернета,
  • религия,
  • покупки и т.п.
  1. Агрессивное поведение. Выражается в мотивированном деструктивном поведении с причинением ущерба неодушевленным предметам/объектам и физических/моральных страданий одушевленным объектам (людям, животным).
  2. Виктивное поведение. Из-за ряда личностных свойств (пассивность, нежелание быть ответственным за себя, отстаивать свои принципы, трусость, несамостоятельность и установка на подчинение) человеку присущи шаблоны поступков жертвы.
  3. Суицидальные тенденции и суициды. Суицидальное поведение – вид девиантного поведения, предполагающий демонстрацию или реальное покушение на самоубийство. Данные поведенческие шаблоны рассматриваются:
  • с внутренним проявлением (мысли о суициде, нежелание жить в сложившихся обстоятельствах, фантазии на тему собственной смерти, замыслы и намерения относительно самоубийства);
  • с внешним проявлением (попытки суицида, реальное самоубийство).
  1. Побеги из дома и бродяжничество. Индивид склонен к хаотическим и постоянным сменам места пребывания, непрерывному движению от одной территории к другой. Обеспечивать свое существование приходится за счет прошения милостыни, краж и т.п.
  2. Противоправное поведение. Различные проявления с точки зрения правонарушений. Наиболее проявляющиеся примеры – воровство, мошенничество, вымогательство, разбой и хулиганство, вандализм. Начинаясь в подростковом возрасте как попытка самоутвердиться, далее это поведение закрепляется как способ построения взаимодействия с социумом.
  3. Нарушение сексуального поведения. Проявляется в виде аномальных форм половой активности (ранняя половая жизнь, беспорядочные половые связи, удовлетворение полового влечения в извращенной форме).

Причины появления у детей

Социальные – влияние СМИ и гендерных норм, психологический климат в семье и роль в среде сверстников. Жестокие методы воспитания, сексуальное насилие, дискриминация и социальная изоляция, издевательства и социально-экономические проблемы повышают риски асоциального поведения. Группы риска – сироты, члены меньшинств, подростки, рано ставшие родителями или вступившие в брак, в том числе принудительно.

Педагогические – воспитательная стратегия родителей и педагогов (например, гипоопека или гиперопека).

Психологические – сидром дефицита внимания и гиперреактивности, неврологические и соматоформные расстройства, расстройства аутического спектра, умственная отсталость.

Коррекция девиантного поведения

Лечение девиаций должно быть комплексным: сеансы психотерапии, смена обстановки дома.

Психотерапия

На первой встрече, чтобы точнее определить состояние ребенка, психолог задает несколько вопросов:

  • Каким ребенок видит и ощущает себя?
  • Каким он хотел бы быть?
  • Каким его видят другие люди?
  • Какой он на самом деле?
  • Какой вред ему приносит девиация?

После этого составляется индивидуальный план коррекции, выбираются пути коррекции. Ведется работа над самооценкой, самосознанием, самоидентификацией ребенка. Отклонения возникают из-за неопределенности человека в жизни, недовольства собой, обществом. Необходимо помочь подростку найти свое место в мире, понять самого себя, найти продуктивное увлечение.

Психотерапия для лечения девиаций.

Методы коррекции девиантного поведения в подростковом и детском возрасте:

  • убеждение;
  • стимулирование;
  • внушение;
  • требование;
  • научение;
  • создание дилемм;
  • создание воспитывающих ситуаций.

Нужно предотвращать нежелательные поступки, поощрять желаемые. Необходимо направить энергию подростка в нужное русло, полезное дело. Для детей характерна активность, тяга к познанию, жажда самостоятельности, стремление объединяться со сверстниками. Нужно работать с учетом этих особенностей.

В большинстве случаев необходима семейная психотерапия. На что направлены эти сеансы:

  • Выявление психологического климата в семье, стиля семейного воспитания.
  • Определение связи девиаций подростка и семейных проблем.
  • Выявление скрытых потребностей, претензий каждого члена семьи.
  • Разработка плана коррекции семейных отношений.

Детские, подростковые девиации всегда выходят из неблагополучия семьи. Конфликты родителей, насилие в отношении ребенка или друг друга, занятость родителей, равнодушие или эмоциональная холодность, удушающая забота, многое другое толкает ребенка на протест, оппозицию

Что такое девиантное поведение у детей? Это попытки выйти из-под опеки родителей или попытки обратить на себя внимание, заявить о своих потребностях и интересах

Девиантное поведение и социальный контроль

Девиантное поведение, как говорит Википедия, поддается социальному контролю. Социальный контроль – это набор санкций, нормативов, правил. Проще говоря, это законы, по которым мы все живем. С точки зрения социологии, это лучший вариант борьбы с отклонениями от нормы. Но с точки зрения психологии, это неэффективный метод. Нужно не запрещать, а менять побуждения, установки людей. Нужно предоставлять больше возможностей для самореализации человека, а не ужимать его свободу новыми законами.

Аномия

Явление аномии зачастую называют крайней формой девиантного поведения. Можно сказать, что за этим термином скрывается «массовая девиация, хаос и смута в социуме». 

Определение 2

Аномия (берет свое происхождение от древнегреческого слова, которое означает «беззаконие») представляет собой такое состояние социума, когда его большая часть игнорирует общепринятые социальные нормы. 

Данное явление характерно для кризисных, переходных, смутных времен, например, в период гражданских войн, революций, переломных реформ и иных общественных потрясений, когда теряются прежние, обыденные для людей общие цели и ценности, утрачивается вера в будущее, в необходимость соблюдать привычные моральные и правовые нормы.
 

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector