Возрастные кризисы у детей

Содержание статьи

Кризисный период – это новый этап, резкий скачок в психоэмоциональном развитии ребенка, появление у него новых понятий о жизни, навыков и особенностей поведения. По мере выхода из кризиса малыш развивает, закрепляет и совершенствует новые навыки.

Типичны и симптомы кризиса 3-х лет, которые индивидуальны у каждого малыша, но имеют и целый ряд общих черт. Из послушного, спокойного и ласкового малыш превращается в капризного бунтаря. Он нарушает установленные правила, делает все наперекор маме или папе, устраивает истерики и всячески отстаивает свои права на самостоятельные действия. Иногда родители теряются – как себя вести с ребенком, что делать, если у него случилась истерика.

Как проявляется депрессия у девочек

Статистика показывает, что девочки подросткового возраста в 3 раза чаще страдают от депрессии, чем мальчики. Это объясняется чувствительностью эмоциональной сферы. Девочки больше внимания уделяют внешности, поэтому чаще причиной депрессий становится неудовлетворенность лицом и телом.

Помимо общих признаков, есть особенности:

  • отказ от еды;
  • вызов рвоты после приема пищи;
  • интерес к историям худых моделей;
  • истерики по поводу внешности;
  • анорексия;
  • дискомфорт в нижней части живота;
  • затяжные и болезненные месячные;
  • позднее начало или нарушение менструального цикла.

Девушки 15-16 лет в депрессивном состоянии проявляют скрытность и загоняют внутрь переживание. Они снимают напряжение беспорядочными половыми связями, чем усугубляют проблему и осложняют выход из кризиса.

Как производится коррекция поведения у ребенка склонного к истерикам?

если после истерики ребенок получит желаемое, то скоро истерический приступ повторитьсяобщие рекомендации, как вести себя при истерике у ребенка:

Ведите себя спокойно и сдержано. Истерика у ребенка не должна выводить вас из себя

Важно не перейти на чрезмерно ласковый тон или на крик. Невыполнимые просьбы необходимо отклонять твердо и спокойно

Объясняйте причину, приводя убедительные аргументы. Выдерживайте паузу. Не бросайтесь к ребенку при первых признаках плача. Отсутствие публики в вашем лице может заставить его прекратить истерику. Если этого не произошло, подойдите к ребенку и скажите спокойным голосом: «Я вижу что ты сейчас расстроен. Мы поговорим, когда ты успокоишься». Попросите помочь: «Я не могу разобраться, чего ты хочешь. Помоги мне, объясни все подробно». Так вы учите ребенка выражать свои чувства и желания словами и искать конструктивное решение проблемы. Попросите выслушать: «Ты высказался, теперь моя очередь…». Помните, что вам необходимо быть предельно кратким. «Я тебя услышал. Я сделаю так, как будет лучше…» Предложите компромисс: «Давай с тобой договоримся так…». Если это возможно, то идите на уступку. Например, «Мы купим куклу после зарплаты» или «Шоколад можно будет съесть после ужина».

  • Во время истерики не уделяйте ребенку внимания, не разговаривайте с ним, пока не прекратится приступ. Но не покидайте помещение.
  • Как только ребенок замолчал, подойдите и приветливо заговорите с малышом. Не соглашайтесь на его требования. Но если возможно, предложите альтернативу.
  • Если ребенок повторно переходит на крик или плач, отойдите от него и прекратите общение.

Распространенные причины стресса у подростка

Подростки разные и стресс может быть вызван различными факторами. Результаты исследования в Америке показывают, что в данном возрасте можно выделить некоторые общие причины возникновения стресса. Лучший способ понять как ваш подросток переживает стресс и в чём причина этого стресса – установить открытые отношения и начать доверительный диалог с ребенком

Родителю важно дать понять подростку, что стресс – это нормально, и взрослый может также поделиться способами совладания со стрессом

Стресс от учебы

От оценок на занятиях до баллов ЕГЭ, стресс от учебы сильно сказывается на жизни подростка. Многие переживают по поводу своей академической успеваемости, боятся, что не будут соответствовать ожиданиям родителей и учителей, и не хотят отставать от своих одноклассников. Неумение распределять свое время и большой объем заданий также отягощает стресс, который связан со школьной жизнью.

Социальный стресс

Подростки большое внимание уделяют своей социальной жизни. Они проводят большую часть своего времени со сверстниками, и процесс поиска и идентификации себя в подростковом сообществе временами может быть связан с попаданием в стрессовые ситуации

Буллинг (школьная травля) и прочее агрессивное поведение не редкость в подростковой среде и являются очевидными источниками стресса. Но также к непростым жизненным задачам подросткового периода можно отнести столкновение с межличностными конфликтами, переживание первых романтических чувств и т.д. Оценка и отношение со стороны сверстников – дополнительный источник неприятных переживаний. В попытках установить и поддерживать дружеские отношения, подростки часто выходят из своей зоны комфорта для того, чтобы сблизиться с другими людьми.

Разногласия в семье

Все, что происходит с членами семьи, отражается на душевном состоянии подростка. Нереалистичные надежды, супружеские проблемы, напряженные отношения среди братьев и/или сестер (включая сиблинговый буллинг), болезни близких родственников, и финансовые сложности в семье – все это способно резко повысить уровень стресса в жизни подростка.

События в мире

Перестрелки в школах, теракты, глобальные катастрофы волнуют родителей, но также могут быть источниками стресса у подростков. Данная возрастная категория обычно погружена в поток новостей, не меньше, чем их родители, а то и вовсе 24 часа в сутки. Все события, которые попадают в их поле зрения, в стране или в мире, заставляют подростка рефлексировать на разные темы, в том числе думать о своей личной безопасности и безопасности своей семьи.

Травматические события

Смерть члена семьи или друга, несчастные случаи, болезнь или продолжительное эмоциональное/физическое насилие может сильно повлиять на уровень стресса у подростка

Также важно отметить, что не менее 10% подростков сталкиваются с сексуальными домогательствами на свиданиях

Перемены в жизни

Как и взрослые, подростки крайне чувствительны к переменам. Переезд, переход в новую школу, и перемены в семейной жизни (включая развод или появление новых членов в семье) могут спровоцировать повышение уровня стресса у подростка. Не имея опыта и навыка адаптации к жизненным изменениям, подобные перемены могут оказаться трудным испытанием для подростка.

Симптомы истерического невроза

При истерическом неврозе развиваются разнообразные и изменчивые симптомы. Гипервнушаемость больного способствует замене одних симптомов другими.

Клиническая картина истерии зачастую подразумевает такие проявления как:

  • истерические боли;
  • истерические контрактуры и параличи;
  • истерическая рвота;
  • психические расстройства;
  • афония;
  • глухота;
  • истерические нарушение тактильности;
  • истерический амавроз.

Судорожные припадки при истерическом неврозе могут сочетаться с криками, стонами, состоянием экстаза, плачем, вырыванием волос на голове, но обязательным условием при данных явлениях будет присутствие зрителей.

Что касается большого истерического припадка, то это целое представление, состоящее из нескольких актов.

  1. Изначально больной истерией изображает приступ, который похож на эпилептический, у него появляются судороги, он может выгибаться дугой, сосредотачивая опору на затылке и пятках.
  2. После этого поведенческая тактика истерического больного переходит в фазу клоунизма и гиперактивности. Выполняются размашистые движения верхними конечностями, также больные могут биться ногами, руками, головой.
  3. Далее, зачастую, следует фаза со страстными позами и гримасами, при которых вся сущность больного выражает ужас, гнев, экстаз.
  4. На следующем этапе истерии возникают галлюцинаторно-делириозные состояния, в которых больные плачут и смеются, также на этом этапе они могут к чему-то прислушиваться, что-то нашептывать, видеть различные «картины» и пр. Больные часто запоминают свои видения, но при попытках изложить увиденное, у них могут возникать трудности. Такие явления в некоторых случаях продолжаются несколько часов, их длительность напрямую зависит от аудитории.

В основном, во время припадков больные истерией не падают. Как правило, они выражают жалобы на болевые ощущения в области сердца, тахикардию, сердцебиение, тошноту, дискомфорт и затруднение во время вдохов или выдохов. Кожные покровы на лице могут приобретать бледный или красный оттенок. При пальпации запястья сердцебиение определяется хорошо, пульс наполненный и ритмичный. Больные беспорядочно машут руками или цепенеют на некоторое время. Также встречаются приступы летаргии, которые подразумевают истерическую спячку, с периодичностью до нескольких раз в день. В случае более длительной спячки на фоне истерии, имеет место истерический ступор.

Основной отличительной чертой истерических припадков, в частности от эпилептических, выступает обязательное присутствие зрителей, при эпилепсии у больных развиваются припадки в независимости от присутствия кого-либо и, как правило, имеют более тяжелое течение. При истерических наигранных припадках больные падают на удобную поверхность (диван, кресло, кровать) и не наносят себе значительных увечий.

Позвольте подростку проявить эмоции!

Подростки тоже люди. Они имеют право проявлять эмоции. Даже если они слишком яркие и бурные. И они вам не всегда нравятся, а порой вызывают агрессию.

То, что ребенок в переходном возрасте хамит и грубо с вами общается и пытается отстоять свои права, — это норма. Будьте готовы к тому, что подросток будет всячески пытаться раскачать лодку внутри семьи.

Это проявляется в следующем:

  • Ребенок может спровоцировать вас на конфликт на пустом месте или в обычно жизненой ситуации,
  • Ребенок устраивает конфликты сам, втягивая своим поведением всех членов семьи,
  • Ребенок всеми своими действиями показывает вам, что он не признает авторитета в своих отце и матери.

Через все эти, казалось бы, ужасные поступки необходимо пройти каждому взрослеющему человеку. Только таким образом может произойти процесс разделения. Отделение взрослого ребенка от родителей.

В рамках этого процесса подросток становится независимым. Он учится независимости. И существовать отдельно от взрослых.

К сожалению, мирно пройти через процесс разделения невозможно. Взросление происходит только через конфликты, протесты и другие, казалось бы, не очень приятные действия. Но когда переходный возраст заканчивается, ребенок становится спокойным и снова начинает вести себя хорошо.

Примите спокойно, что ребенок проявляет эмоции.

Просто позволить подростку проявить свои эмоции недостаточно. Вы должны принять их. И не сердитесь, что подросток ведет себя не так, как вам лично хочется.

Не обижайтесь на подростка, когда он:

  • Возмущен и обижается некоторыми вашими словами.
  • Не прислушивается к вашим рекомендациям.
  • Он сердится, когда вы говоришь что-то, чего он не хочет слышать. Перестает говорить с вами. Может захлопнуть двери со всей силы или проявляет агрессию.
  • Не позволяет взрослым входить в его личную комнату без спроса. Он всегда просит вас постучать.
  • Возмущается тем, что вы смотрите или берете его личные вещи.

И много еще подобного. К сожалению, без таких действий еще не повзрослел ни один подросток. Отнеситесь к ним как можно спокойнее. Проявите понимание. И тогда переходный возраст ребенка пройдет без лишних проблем.

Если подросток не протестует, не грубит и ведет себя так же, как и раньше, то это серьезный повод насторожиться. Скорее всего, он еще не достиг переходного возраста. И он еще не начал становиться независимым от своих родителей. Это означает, что в душе он все еще остается маленьким ребенком.

К неправильному поведению подростка действительно нужно относиться сдержанно. Но, несмотря на это, вам все равно придется расставить границы, которые подросток никогда не должен пересекать.

Ваша задача-продемонстрировать подростку, что, несмотря на его взросление, внутри семьи ничего не меняется. Вы все еще остаетесь главные в семье. Это право дается вам статусом «мама» и «папа».

Ребенок должен понимать, что семейная иерархия остается неизменной при любых обстоятельствах.

Ребенок также должен понимать следующее: вы не реагируете на его грубость не потому, что вы «прогибаетесь». Но потому, что вы понимаете, в каком он сейчас состоянии. И почему он делает то, что делает.

Если ребенок слишком остро себя ведет и перегибает установленные границы, реагируйте в ответ.Вам действительно не нужно реагировать на обычные крики и истерики подростка. Однако если ребенок начнет вас оскорблять, то дайте ему словесный отпор. Поставьте его на место. И скажи ему, чтобы он не переходил дозволенные границы.

Несмотря на подростковый возраст, подросток должен помнить, что у родителей есть авторитет. И что их не следует оскорблять ни при каких обстоятельствах.

Гендерные особенности

Преодолевая кризисный период этого возраста, родителям следует учитывать гендерные особенности малышей.

Девочки

К 3 годам разговаривают гораздо лучше мальчиков, поэтому во время кризиса используют свои вербальные возможности для манипулирования. В этом их надо сразу ограничивать: чётко обозначить, что допустимо говорить, а что — нет.

У девочек хорошо развито слуховое восприятие, поэтому все просьбы ей нужно громко и чётко проговаривать.

Девочки более эмоциональны, поэтому именно они во время кризиса чаще всего устраивают истерики и капризничают. Учитывая эту психологическую особенность, родителям нужно направить переполняющие их эмоции в нужное русло. Например, перепоручить часть домашних обязанностей, увлечь лепкой или рисованием.

Мальчики

Мальчики к 3 годам не всегда могут выразить переполняющие их эмоции словами. Поэтому они выливаются в агрессию и замкнутость. Чтобы не допустить этого, ежедневно проговаривайте с малышом, что произошло, что он чувствует и чего хочет.

У мальчиков хорошо развито зрительное восприятие, и половину информации они пропускают мимо ушей. Поэтому ему лучше всё наглядно показывать. Не тратить время на слова «Убери игрушки!», а подвести к ним и показать, куда складывать.

У мальчиков к 3 годам уже развивается потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому они много бегают, заглядывают в каждый подвал и открытый люк, лазят по деревьям и заборам, суют что-то в розетки, разбирают (= ломают) бытовую технику. Родители во избежание травматизма должны чётко прописать для них территориальные ограничения.

Методы лечения подростковых нервных расстройств

Термин «паническая атака», как отдельное заболевание, существует с 1980 года. До недавнего времени диагностировался у людей 20-40 лет. Сегодня 3% случаев приходится на возраст 10-15 лет, причем, более уязвимы девочки — они в 2 раза чаще мальчиков страдают этим нервным расстройством.

Диагностику нарушений проводит врач-невролог, психиатр, психолог на основе опроса юного пациента и родителей. Он выявляет появление и частоту приступов, наличие факторов, вызывающих панику, генетическую предрасположенность к нервным расстройствам, как одну из причин атак. Поскольку симптомы схожи с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и ЖКТ, нужно пройти обследование у профильных специалистов, чтобы исключить ошибки диагностирования.

В лечении панических атак в подростковом возрасте используются методы, направленные на купирование приступов и предупреждение их появления в дальнейшем:

  • медикаментозное лечение. Лекарственные средства для детей не вызывают побочных явлений, привыкания, безопасны для длительного применения, обладают быстрым терапевтическим эффектом;
  • психотерапия. Врач учит подростка управлять эмоциями, анализировать ситуации, расслабляться и снижать чувство страха, чтобы предотвратить панику и другие проявления. Используются дыхательные техники, которые помогают контролировать состояние.

Чтобы исключить рецидив, нужно периодически посещать врача, принимать лекарства и сделать все, чтобы подросток забыл о приступах.

По всем вопросам вас проконсультирует врач психиатр, психотерапевт И. Г. Гернет. Он ведет прием подростков и их родителей. Лечение проводится индивидуально, с учетом этиологии, клинической картины, возраста, психологических и социальных факторов. Звоните +7 (903) 968-60-37 или воспользуйтесь опцией «срочный вызов».

К списку статейДругие статьи

  • Как обратиться к психиатру
  • Лечение старческой деменции (слабоумия)

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя

Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

  • разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
  • критиковать не личность, а действия;
  • аргументировать отказы и замечания;
  • учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
  • разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
  • оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
  • составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
  • поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

  • повышать голос;
  • наказывать физически;
  • сравнивать с другими;
  • критиковать в присутствии других;
  • относится к ребенку как к собственности;
  • критиковать действия учителя;
  • нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
  • переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
  • игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.

Фобии и стресс у детей причины

фобии и стресс у детей причины

  • Родительское воспитание. Жестокость в семье или напротив, гиперопека могут привести к развитию фобий. К примеру, если мама или папа остро реагируют на плохую оценку ребенка в школе, может развиться фобия, связанная с посещением школы или ответом у доски.
  • Кинофильмы, телевизионные передачи, изобилующие жестокостью, кровавыми сценами или фильмы ужасов. Немалую роль в развитии фобий и стрессов у детей играют «ужастики» и реалистичные передачи с демонстрацией насилия.
  • Однократный и сильный испуг. К примеру, ребенка могла напугать большая лающая собака, после чего собаки стойко ассоциируются с опасностью, тревогой, ребенок начинает избегать встреч с собаками, обходить их стороной.
  • Психические заболевания или расстройства. Фобии могут развиться, например, на фоне тревожного состояния.
  • Непроработанные детские страхи. В норме любые страхи, возникшие в детстве, с взрослением ребенка должны проходить. Если этого не происходит, если в сознании ребенка страхи остаются необработанными, возникают фобии.

Лечение

Терапия И. должна быть комплексной и состоять из: 1) общеукрепляющего лечения — бальнеотерапия (см.), правильный режим дня, лечебная физкультура (см.), электросон (см.), глюкоза с витаминами и т. д.; 2) назначения различных успокаивающих медикаментозных препаратов, гл. обр. транквилизаторов (см.) или малых доз нейролептических средств (см.), и по показаниям — снотворных; 3) активной психотерапии (см.) — индивидуальной и коллективной; показаны, в частности, различные варианты внушения и самовнушения, в т. ч. аутогенная тренировка, а также наркопсихотерапия. Истерически ii припадок можно купировать с помощью инъекции аминазина, в ряде случаев помогает внезапный раздражитель — укол, обмывание холодной водой и т. д.

Прогноз в целом благоприятный, особенно при своевременном и правильном лечении.

Профилактика заключается в своевременном проведении в первую очередь психогигиенических мероприятий, в предотвращении или по возможности устранении (после выявления их характера) психотравмирующих воздействий.

Признаки

Каждый истеричный ребёнок во время приступа ведёт себя по-разному. Кто-то может просто топать ногами и громко орать. Другие начинают кататься по полу. Но опаснее всего те, кто, выплёскивая негатив и агрессию, наносит повреждения себе и окружающим. Родители должны знать, как это происходит с их малышом. Это позволит своевременно предпринять необходимые меры безопасности.

Перед истерикой многие как бы «готовятся» к предстоящему представлению. Если удастся поймать этот момент, можно предупредить приступ. Об этом сигнализируют особые предвестники:

  • лёгкое хныканье;
  • сопение, пыхтение, ворчание;
  • поджатые или дрожащие губы (кто-то обиженно оттопыривает нижнюю губу);
  • нахмуренный взгляд исподлобья на того, от кого зависит удовлетворение желания;
  • глаза, полные слёз;
  • закрытая поза (руки в замке перед собой);
  • методичные раскачивания телом (сидя на стуле или просто стоя);
  • нервные, резкие движения;
  • красное лицо.

Предвестники демонстрируются далеко не всегда — часто приступы начинаются неожиданно и резко. Что обычно делает ребёнок в истерике:

  • плачет;
  • громко кричит до хрипоты;
  • размахивает ногами и руками;
  • топает, прыгает;
  • разбрасывает предметы;
  • тяжело, прерывисто дышит;
  • натужно и долго кашляет;
  • царапает, кусает самого себя и окружающих;
  • бьёт и толкает тех, кто находится рядом;
  • бьётся головой об стену;
  • не способен адекватно реагировать на сказанное и общаться;
  • катается по полу;
  • лёжа на полу, выгибает спину дугой — поза так называемого «истерического моста», представляющая собой непроизвольные судороги.

При этом он может кричать самые обидные вещи для человека, на которого направлена его истерика: «уходи», «ты плохой / плохая», «я тебя больше не люблю», «я тебя ненавижу».

В этот момент ребёнок переживает сразу несколько мощных эмоций:

  • гнев, ярость, злость, негодование;
  • раздражение, недовольство;
  • агрессию;
  • отчаяние, горькое разочарование;
  • обиду.

Это состояние аффекта, во время которого не получается сдерживать эмоции, контролировать поведение, как и моторику. Поэтому даже при членовредительстве (когда бьётся головой о стену, кусает и царапает самого себя), боль практически не чувствуется.

Наблюдать за всем этим достаточно страшно. Поэтому взрослые, которые оказываются свидетелями подобных сцен, должны знать, как правильно реагировать на истерики ребёнка.

Гиперактивный ребенок и неусидчивый ребенок. Повышенная возбудимость у ребенка

Симптомы и причины. Гиперактивный ребенок не может долго сидеть и выполнять работу, связанную со статичным положением тела, часто громко кричит и бурно выражает эмоции, имеет дефицит внимания, не дающий ему сосредоточиться на чем-то одном, вынужден разряжать накопившееся напряжение через двигательную активность. Т.е., в нервной системе ребенка возбуждение существенно доминирует над торможением. Опасность повышенной возбудимости – в снижении обучаемости и, как следствие, отставании ребенка от сверстников в развитии.

Здесь важно понять источник повышенной возбудимости и неусидчивости. Поэтому первое, что мы Вам предложим – выяснить причину происходящего. Основных варианта три:

Это нормальный природный темперамент Вашего ребенка и вмешательства психиатра или врача не требуется. Ребенок при этом психически здоров и психологически благополучен. В этом случае мы дадим Вам несколько рекомендаций, и Вам с ребенком станет заметно комфортнее.

Имеется какая-либо психологическая проблема, повышающая у ребенка уровень эмоций, тревоги или агрессии, например. Эмоция требует выхода (разрядки, реализации), отсюда повышенная возбудимость и неусидчивость. Ребенок при этом психически здоров и в каком-либо медицинском лечении не нуждается. Такого рода психологические проблемы довольно легко диагностируются в ходе беседы с ребенком и родителями, а затем мягко корректируются.

Повышенная возбудимость и неусидчивость является следствием медицинской проблемы. Речь может идти, например, о повышении внутричерепного давления, хроническом воспалении где-либо (аденоиды, миндалины), нейровоспаление, последствиях родовой гипоксии или травмы, детском неврозе, скрытой форме эпилепсии.  Так же встречаются в нашей практике и более серьезные проблемы, как аутистическое расстройство и детская шизофрения

В этом случае очень важно найти истинную причину происходящего, и только тогда лечение будет работать эффективно и безопасно.

Гипервозбудимость, неусидчивость и гиперактивность как особенности характера. Если говорить про повышенную возбудимость и неусидчивость, как характерологические  особенности, такое возможно, если ребенок экстравертивен и темпераментен от природы. Либо ребенок может копировать такой стиль поведения у кого-то из членов семьи. Но мы можем говорить о норме только в том случае, если это вид гиперактивности не приводит к нарушению здоровья  и если ребенок не возбуждается настолько, что перестает нормально спать, начинает часто болеть или отстает в общем развитии.  Имея сильную расторможенность и возбудимость, ребенок не может сосредоточиться и освоить навыки, которые ему полагается освоить по возрасту.

Тест на гиперактивность

Дефицит активного внимания:1.Не может сосредоточиться на чем-то одном, трудно удерживать внимание;2.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;3.Любит начинать новое занятие, но не может доделать его до конца;4.Не может четко организовать свою деятельность и соблюдать распорядок;5.Трудно соблюдать порядок, может растерять все свои вещи;6.Не любит монотонных заданий, требующих умственных усилий и внимания;7.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;6. Не сразу реагирует, когда к нему обращаются

Двигательная расторможенность:1.Часто беспокойно двигается (бегает, прыгает, залезает куда-то, ерзает на стуле и за столом);2.Долго засыпает и плохо спит, может часто просыпаться4. Любит много и безудержно говорить.

Импульсивность:1.Слабый контроль своего поведения;2.Не может регулировать свои действия и чаще всего не следует правилам;3.Плохо сосредоточивает внимание;4.Не может дожидаться окончания чего-либо или вознаграждения;5.Нет точной линии поведения, сильная вариативность в результатах и состояниях;6.Может начать отвечать, не дослушав вопроса;7.Часто вмешивается в чужой разговор и прерывает его;8. Не умеет ждать, может побежать, не дождавшись старта

Если Вы нашли хотя бы шесть из перечисленных признаков у ребенка в возрасте до 7 лет, можно предположить, что существует склонность к гиперактивности. Но точный диагноз может поставить только специалист.С чего начать и к кому обращаться с излишне возбудимым ребенком?

Причины истерик у школьников

Вот лишь основные из них:

  • Переутомление и перенапряжение. Современных детей очень нагружают знаниями. Даже первоклашки учат языки, информатику, сдают итоговые экзамены и пр. Как тут не нервничать? Про ЕГЭ и говорить нечего. Ребёнок слышит о нём каждый день в школе (и не раз), потом слышит о нём же дома. Если его пугают последствиями провала и готовят сутками напролёт, то это не может не сказаться на психологическом состоянии. Масла в огонь могут подливать родители, считающие, что чем больше кружков посетит их ребёнок, тем успешнее и счастливее он станет в итоге.
  • Конфликты со сверстниками, учителями, родителями. Они неизбежны, но некоторые дети реагируют на них слишком остро. Также истерики могут быть следствием оказываемого в школе давления, притеснения со стороны учителей, недопонимания в отношениях с родителями. Сложные отношения с одноклассниками, неумение ребёнка за себя постоять, отсутствие друзей – всё это может сильно тревожить его, что также скажется отрицательно на эмоциональном фоне. Если школьник почти всегда приходит домой в плохом настроении, это повод для родительского «расследования». Зная причину угнетённости, проще помочь ребёнку.
  • Подростковая любовь. Это взрослое чувство, очень сильное и глубокое, подросток переживает впервые, и тогда весь мир для него начинает вращаться вокруг объекта привязанности. Успеваемость в школе резко снижается, отношения с родителями портятся, да и друзья-ровесники часто тоже не способны разделить переживаний влюблённого. Ситуация осложняется, если объект любви не отвечает взаимностью или хотя бы симпатией. В такой ситуации подросток особенно остро нуждается в поддержке, только вот получить её часто негде и не у кого.
  • Глубинные психологические проблемы. Они могут быть незаметны со стороны, даже при тесном общении. Или же напротив, очень заметны. К примеру, замкнутый малообщительный ребёнок может страдать от одиночества, различных комплексов и непонимания со стороны сверстников. Или испытывать болезненный страх перед противоположным полом.
  • Проявление протеста или бунта. Иногда истерика у школьника является ответом на запреты и ограничения свободы. К примеру, подростку не разрешают выходить из дома до тех пор, пока не выучит уроки. Истерика ребёнка-бунтаря, пожалуй, самая изматывающая, ведь с ней куда сложнее справиться. При неправильном подходе родителей такое поведение может привести к большим проблемам в будущем.

Истерики бывают разовыми и регулярными, их могут запускать различные факторы и ситуации. Простой пример: умерла кошка. Ребёнок, узнав об этом, начинает плакать и не может остановиться. Когда всё-таки останавливается, снова плачет. Отказывается от еды и развлечений, не может нормально спать всю неделю, подушка постоянно мокрая от слёз, вид подавленный, состояние крайне угнетённое. Он переживает из-за смерти любимого питомца, и это уже само по себе достаточный повод для истерики. Но может быть и так, что эмоциональные срывы случались и раньше, правда, не столь сильные. Возможно, что-то тяготило ребёнка, и смерть кошки стала последней каплей.

Другая ситуация – истерики во время выполнения домашнего задания. Если они становятся постоянными, это тоже сигнал о проблеме и серьёзный повод обратиться к детскому психологу.

Кризис 7 лет

Физиология. Кризис 7 лет связан с периодом интенсивного физического роста, развитием мелкой моторики рук и сложных нервно-психических функций.

Психология. На фоне физических изменений меняется социальный статус ребенка – он становится школьником. У некоторых детей необходимость привыкнуть к новому окружению и требованиям провоцирует неврозы. Ребенок становится тревожным, но прячет эмоции, у него снижается аппетит, по утрам возможны тошнота и рвота. Он может не хотеть идти на занятия, отвечать на вопросы учителя, спорит с родителями, огрызается, передразнивает старших. В этом возрасте возможны первые уходы из дома: чаще у мальчиков из строгих семей.

Что делать? Проблемы чаще возникают у детей, которые физически или психологически в чем-то отстают от сверстников, поэтому не спешите отдавать ребенка в школу, по крайней мере, не посоветовавшись с педиатром. Не загружайте первоклассника дополнительными секциями, дайте ему адаптироваться к школе. Не предъявляйте повышенных требований к учебе и обеспечьте дома спокойную обстановку.

Не наказывайте за неудачи и плохие оценки – этим вы отобьете желание учиться. Предоставьте ребенку больше самостоятельности и ответственности. Если у него что-то не получается, поддерживайте его веру в себя.

Истерика у подростка

Это совершенно особый случай. С подростками часто сложно ладить, они как бы живут в своём мирке, и кажется, не понимают сами себя. Если у вашего подростка случаются истерики, это серьёзный повод обратиться к специалисту. К пубертату система саморегуляции уже достаточно сформировалась, и ребёнок способен реагировать на обстоятельства адекватно, имеет возможность понять, какое поведение неприемлемо в обществе.

Если у подростка случаются истерики, это значит, что есть психологические проблемы, которые не дают ему покоя, не позволяют расслабиться. Избыточное напряжение может быть связано с большой учебной нагрузкой, сверхответсвенностью ребёнка, постоянными переживаниями об оценках, сложными отношениями с одноклассниками и многими другими факторами

Также важно знать, что избыточным эмоциональным реакциям подвержены излишне ранимые, несдержанные, чувствительные дети.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector