Михаил афанасьевич булгаков

Пик творчества

В 1926 году с невероятным успехом в МХАТе шла пьеса «Дни Турбиных». Эта постановка понравилась самому Иосифу Сталину. Многие исследователи уверяют, что Сталин смотрел спектакль около 15 раз, но никаких документальных подтверждений этому нет. Под сомнения этот факт ставит также высказывание Сталина, где он говорил, что данная постановка – полная «антисоветчина». Пьесу запретили, но уже в 1932 году Сталин велел вернуть ее. В это же время произведения писателя Булгакова подверглись резкой критике. Он сам вел счет и отмечал, что за 10 лет его творчества было выпущено 298 отрицательных рецензий и только 3 положительные. В 1928 году у писателя возникла идея романа, который впоследствии стал самым знаменитым произведением автора, – «Мастер и Маргарита». Через год Михаил знакомится с Е. С. Шиловской. Женщина стала третьей и последней женой писателя. Брак был заключен в 1932 году.

Интересные факты

  • Булгаков совершенно неумел распоряжаться деньгами и был страшным транжирой. Если ему хотелось потратить последние деньги на какую-нибудь мелочь, то так он и поступал. 

  • Дядя писателя, известный гинеколог, стал прообразом профессора из романа «Собачье сердце».

  • Сталину так понравилась пьеса писателя «Дни Турбиных», что он потребовал вернуть ее на сцену, когда пьесу запретили.  

  • Критики ненавидели творчество Булгакова. За его жизнь в газетах вышло 300 критических рецензий, которые в пух и прах разносили произведения писателя. При этом положительных рецензий вышло всего 3. 

  • Несмотря на то, что у Михаила Булгакова было в течение жизни 3 супруги, у него так и не появились дети. 

Театр

Начиная с 1925 г. пьесы Булгакова успешно ставились в театрах столицы. Публика была в восторге от постановок булгаковской «Зойкиной квартиры» и «Бега». Особенно зрителям нравились «Дни Турбиных».

Однако творческие успехи оказались недолгими. Спустя год, советские цензоры пытались запретить «Дни Турбиных», считая спектакль антисоветским.

Тем не менее, сделать это не решились потому, что постановка очень нравилась Сталину. Некоторые биографы приводят данные о том, что вождь народов ходил на спектакль около 15 раз.

В конечном счете, Булгакову все же запретили ставить его пьесы. После запрета, он начал ставить на сцене «Мертвые души» Гоголя и «Пиквикский клуб» Диккенса. В скором времени он покидает театр и решает работать переводчиком.

Врачебная практика

Судьба довольно жестоко мешала ему стать врачом, хоть и талантом, и профессиональным чутьем обладал Булгаков. Биография упоминает, что он имел несчастье заражаться опасными болезнями, занимаясь профессиональной деятельностью. Михаил Афанасьевич, желая реализоваться как специалист, вел активную врачебную деятельность. За год доктор Булгаков принял на амбулаторном приеме 15 361 больного (сорок человек в день!). У него в стационаре лечилось 211 человек. Однако, как видно, сама Судьба воспрепятствовала быть ему доктором. В 1917 г. инфицировавшись дифтерией, Михаил Афанасьевич принял сыворотку против нее. В результате получилась тяжелая аллергия. Ее мучительные симптомы он ослаблял морфием, но затем пристрастился к этому наркотику.

Медицинский эпоним

После окончания Медицинской школы в 1909 году он провел первые дни своей карьеры в качестве венеролога, вместо того, чтобы преследовать цель стать педиатром, поскольку в те времена сифилис был широко распространен. Именно в те ранние годы он описал симптомы и характеристики сифилиса, поражающего кости. Он описал аномальное и сопутствующее изменение очертаний гребней костей голени на патологически изъеденный червями вид и образование аномальных остеофитов в костях тех, кто страдает более поздними стадиями сифилиса. Это стало известно как «Знак Булгакова» и обычно используется в бывших советских республиках, но на западе известен как «Знак кривых ног».

Елена

Елене Сергеевне — третьей и последней жене Михаила Афанасьевича Булгакова — не было нужды ждать публикации в журнале «Москва». Она читала «Мастера и Маргариту» по мере написания, а со временем просто выучила роман наизусть. Да и как могло быть иначе, если книга написана о ней самой! Мишенька описал все с почти документальной точностью: Елена Сергеевна жила, как у Христа за пазухой, не зная ни в чем отказа, не прикасаясь к примусу… У нее был красивый, любящий и  высокопоставленный муж — полковник Евгений Александрович Шиловский (ему покровительствовал сам маршал Тухачевский). Узнав о тайном романе жены с Булгаковым, Шиловский грозил пристрелить обоих, клялся, что в случае развода не отдаст Елене Сергеевне детей. Влюбленные решили расстаться, и долгие месяцы не видели друг друга, но их любовь не слабела… И вот, оставив отцу десятилетнего сына Женю и забрав пятилетнего Сережу (формально тоже сына Шиловского, а на самом деле рожденного от прошлого романа Елены Сергеевны — с Тухачевским), она  переехала к Булгакову. Когда ее вещи стали грузить в машину, Шиловский без фуражки кинулся со двора, чтобы не видеть отъезда. Нянька детей завыла в голос. Это был самый настоящий скандал, и московская элита долго смаковала подробности.

Восемь лет Елена Сергеевна прожила с Михаилом Афанасьевичем. И были  засушенные розы в письмах друг к другу. И бал у американского посла в Спасо-Хаусе в зале с колоннами, залитом светом прожекторов, с фазанами и попугаями в клетках, с ворохом тюльпанов и роз. Елена Сергеевна царила на этом балу в своем великолепном вечернем платье, темно-синем с бледно-розовыми цветами. И шелковая шапочка Мастера, сшитая ее собственными руками, тоже была…

Спасо-Хаус, резиденция американского посла, в которой происходил знаменитый бал.  Фото с сайта https://pastvu.com

Елена Сергеевна любила Булгакова, умела сопереживать, была верна, и считала, что всем этим заслужила право называться его единственной музой. А что касается той отверженной, униженной и, конечно, давно забытой женщины, которую Булгаков звал в последние часы своей жизни — так ведь мало ли что привидится умирающему человеку в бреду! «Миша, твоя жена теперь я. И я здесь, с тобой, — уговаривала его тогда Елена Сергеевна. — А Таси здесь нет. Ты развелся с ней больше пятнадцати лет назад». Но больной не слушал и, кажется, совсем не узнавал жену: «Тася, где она? Пусть Леля (Елена, младшая сестра Булгакова — прим. Совсем Другой Город) позовет ее. Если Тася не приедет, я не стану жить!»

Татьяна Лаппа

Семья и детские годы

Михаил появился на свет 15 мая 1891 года в городе Киеве. На третий день после рождения его крестили на Подоле в Крестно-Воздвиженской церкви. Крёстной матерью ему стала родная бабушка Анфиса Ивановна Покровская (девичья фамилия Турбина). Его отец, Афанасий Иванович, был преподавателем в Киевской духовной академии, имел учёную степень доцента, позднее профессора.

Мама, Варвара Михайловна, (девичья фамилия Покровская) преподавала в женской гимназии. Родом была из города Карачаева Орловской губернии, отец её служил протоиереем в Казанской соборной церкви. Варвара была женщиной очень энергичной, характер имела волевой, но наряду с этими качествами в ней уживались необыкновенная доброта и тактичность.

В 1890 году Варвара вышла замуж за Афанасия Ивановича и с тех пор занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, которых в семье было семеро. Миша был старшим ребёнком, позже родилось ещё два брата и четыре сестры.

Все дети от матери унаследовали любовь к музыке и чтению. Именно благодаря маме сам Миша стал писателем, младший брат Иван музыкантом-балалаечником, ещё один брат Николай был русским учёным, биологом и доктором философии.

Семья Булгаковых относилась к русской интеллигенции, этакие провинциальные дворяне. Жили они хорошо в плане материального обеспечения, отцовского жалования хватало для того, чтобы многодетная семья существовала безбедно.

В 1902 году случилась трагедия, безвременно ушёл из жизни отец Афанасий Иванович. Его ранняя кончина осложнила положение в семье, но мама Варвара Михайловна так умела вести дом, что смогла выкрутиться и, несмотря на житейские тяготы, дать детям достойное образование.

Сон

Однажды Тася исчезла — с прежней квартиры съехала, у знакомых не появлялась.  Ходили разговоры, что она устроилась на стройку разнорабочей. Потом она вообще уехала из Москвы в Сибирь — вышла замуж за тамошнего врача, увы — неудачно. Когда Булгаков умирал, Татьяну Николаевну найти так и не смогли. Но узнав о его смерти из газет,  верная Тася, конечно, помчалась в Москву. Поминки устроили у сестры Булгакова Лели. Были и другие сестры — Вера, Надя и Варя. А вот Елену Сергеевну не позвали: семья Булгакова не признавала никаких  его жен, кроме Таси…

с Еленой Сергеевной

Вскоре Татьяну Николаевну разыскал давний знакомый – Давид Кисельгоф. Когда-то, еще в бытность студентом юридического факультета, по случаю вхожим в литературные дома, он смотрел на жену Булгакова с немым обожанием, чем страшно раздражал неверного, но ревнивого Михаила Афанасьевича. Оказалось, Давид все сорок лет помнил и любил  Тасю.  И вот в 1965 году, уже пожилой женщиной, она в третий раз вышла  замуж и уехала жить в Туапсе.

В 1970 году каким-то чудом ее разыскала исследовательница творчества Булгакова Мариэтта Чудакова. Интервью, сделанное ею тогда с Татьяной Николаевной, и еще  другое — взятое на десять с лишним лет позже тем самым литературоведом Леонидом Паршиным (он расспрашивал Тасю 15 дней подряд, фонограмма потянула на 31 час!) — заполнили многие пробелы в биографии великого писателя. Впрочем, были и еще интервью с первой женой Булгакова. В одном из них она рассказывает свой сон. Якобы, покойный Миша пришел к ней и сказал:

— Моя Маргарита — это ты. Ей передалась твоя способность к жертвенной любви. Видишь, я исправил свою ошибку и посвятил тебе роман.

— Но ведь в «Мастере и Маргарите» нет никакого посвящения…

— Не мог же я обидеть еще одну женщину, которая была рядом со мной. Но ты прочитай внимательно — книга  написана о тебе…

Впрочем, как выяснилось позже, некоторые «интервьюеры» Татьяны Кисельгоф на самом деле с ней даже не встречались, и что из написанного  — правда, теперь уже не узнать — 10 апреля  1982 года в возрасте 90 лет Татьяна Ивановна скончалась.

Ирина Стрельникова

#совсемдругойгород

Прогуливаясь по Москве, в переулках между Остоженкой и Пречистинкой, легко набрести на этот непримечательный домик. Именно он по многим данным описан в романе как дом Мастера

Творчество Михаила Афанасьевича Булгакова.

Работая в Сычевском уезде, он пишет рассказы, сюжеты которых основаны на реальных историях лечения больных –  «Полотенце с петухом», «Стальное горло» и «Звездная сыпь» (из цикла «Записки земского врача»). 

1920 год – на должности заведующего театральными секциями ревкома М. А. Булгаков представляет сценические премьеры – комедия о бандитских группировках в гражданской войне  «Самооборона»  и драму, экранизирующую крах старого идеала  «Братья Турбины». 

1921 год в биографии писателя знаменит переездом в Москву и работой хроникером «Торгово-промышленного вестника». Чтобы выжить, Булгаков берется за любую работу – от разнорабочего до обработчика писем газеты «Гудок». Издание славилось фельетонами известных авторов – Е. Петрова, И. Бабеля, В. Катаева. С весны 1922 года к ним присоединяется М. Булгаков. Ни один номер газеты не выходил без его рассказов –  «Чаша жизни», «Похождение Чичикова», «Красная корона».  В очерках писатель высмеивает мещанских приспособленцев и лгунов. Идеи для вдохновения находил в корреспондентских записках.

Одновременно Михаил Афанасьевич печатался в просоветском журнале «Накануне», на страницах которого читатель впервые увидел главы романа  «Записки на манжетах». 

В 1923 году писатель начинает работу над  «Белой гвардией».  Сюжет романа описывает понимание революционных событий Украины одной интеллигентной семьей. Сам автор неоднократно сравнивал повесть с известным произведением «Война и мир» – персонажи «Гвардии…» поневоле оказываются втянутыми в политические события, что вынуждает их делать нелегкий выбор. Примечательно, что за каждым из героев романа стоит реальный прототип – киевские друзья и родственники писателя.

В 1923 году М. Булгаков пишет  «Дьяволиаду»  – событийную фантасмагорию проблем «маленького человека» в советской демократии. Произведение опубликовано через год в журнале «Недра». Осенью 1923 года он заканчивает рассказ  «Ханский огонь»,  после чего его принимают в союз советских писателей.

1924 год – Михаил Афанасьевич пишет роман  «Роковые яйца»,  сюжет которого воспринимается как уникальная и тонкая сатира на несовершенство советской политики. Произведение быстро стало известным – в 1925 году его публикуют сразу два издания «Красная панорама» и «Недра». Это одно из первых бестселлеров великого писателя, вошедших в цикл «Дьяволиады».

Литературная деятельность. «Дни Турбиных» — любимая пьеса Сталина

Прожитый жизненный опыт и мысли, рожденные недюжинным интеллектом, просто рвались на бумагу. Краткая биография Булгакова фиксирует его работу фельетонистом в московских газетах («Рабочий») и журналах («Возрождение», «Россия», «Медицинский работник»).

Жизнь, исковерканная войной, начинает налаживаться. С 1923 г. Булгаков принят в члены Союза писателей.

Булгаков в 1923 г. начинает работать над романом «Белая гвардия». Он создает свои известные произведения:

Повести:

  • «Дьяволиада»;
  • «Роковые яйца»;
  • «Собачье сердце».

Пьесы:

  • «Адам и Ева»;
  • «Александр Пушкин»;
  • «Багровый остров»;
  • «Бег»;
  • «Блаженство»;
  • «Зойкина квартира»;
  • «Иван Васильевич».

А в 1925 году женится на Белозерской Любови Евгеньевне.

Состоялся он и как драматург. Уже тогда прослеживалось парадоксальное восприятие Советским государством творчества классика. Даже Иосиф Сталин по отношению к нему был противоречив и непоследователен. Он 14 раз смотрел МХАТовскую постановку «Дни Турбиных». Затем заявил, что «Булгаков — не наш». Однако в 1932 г. он повелевает ее вернуть, причем в одном-единственном театре СССР — во МХАТе, заметив, что все-таки «впечатление пьесы на коммунистов» – позитивное.

Более того, Иосиф Сталин впоследствии в своем историческом обращении 3 июля 1941 г. к народу использует фразеологию слов Турбина Алексея: «К вам обращаюсь я, друзья мои…»

В период с 1923 по 1926 г. происходит расцвет творчества писателя. На осень 1924 г. в литературных кругах Москвы считается действующим писателем № 1 Булгаков. Биография и творчество писателя неразделимо связаны. У него складывается литературная карьера, становящаяся главным делом его жизни.

Книги

Первой опубликованной книгой Михаила Булгакова была повесть «Похождения Чичикова», написанная в сатирической манере. За ней последовали частично автобиографические «Записки на манжетах», социальная драма «Дьяволиада» и первое крупное произведение писателя – роман «Белая гвардия». Удивительно, но первый роман Булгакова критиковали со всех сторон: местная цензура назвала его антикоммунистическим, а зарубежная пресса отзывалась как о слишком лояльном как раз к Советской власти.

О начале своей врачебной деятельности Михаил Афанасьевич поведал в сборнике рассказов «Записки юного врача», который и сегодня читается с огромным интересом. Особенно выделяется рассказ «Морфий». С медициной связана и одна из самых известных книг автора – «Собачье сердце», хотя в действительности она является тонкой сатирой на современную Булгакову действительность. Тогда же была написана и фантастическая повесть «Роковые яйца».

К 1930 году произведения Михаила Афанасьевича перестали печатать. Например, «Собачье сердце» впервые было опубликовано только в 1987 году, «Жизнь господина де Мольера» и «Театральный роман» — в 1965-ом. А самый сильный и невероятно масштабный роман «Мастер и Маргарита», который Булгаков писал с 1929 года и до самой смерти, впервые увидел свет только в конце 60-х годов и то – в сокращенном виде.

В марте 1930-го года потерявший почву под ногами писатель отправляет письмо правительству, в котором просит решить его судьбу – или разрешить эмигрировать, или дать возможность работать. В результате ему позвонил лично Иосиф Сталин и сказал, что ему будет позволено ставить спектакли. Но издание книг Булгакова при его жизни так и не возобновилось.

Театр

Еще в 1925 году на сцене московских театров с большим успехом ставились пьесы Михаила Булгакова — «Зойкина квартира», «Дни Турбиных» по роману «Белая гвардия», «Бег», «Багровый остров». Через год министерство хотело запретить постановку «Дней Турбиных» как «антисоветскую штучку», но решено было этого не делать, так как спектакль очень нравился Сталину, который посетил его 14 раз.

Вскоре пьесы Булгаковы были все же сняты из репертуара всех театров страны и только в 1930-ом году, после личного вмешательства Вождя, Михаил Афанасьевич был восстановлен как драматург и режиссер.

Он ставит гоголевские «Мёртвые души» и диккенсовский «Пиквикский клуб», а вот его авторские пьесы «Александр Пушкин», «Блаженство», «Иван Васильевич» и другие при жизни драматурга так и не вышли в свет.

Единственным исключением стал спектакль «Кабала святош», поставленный по пьесе Булгакова «Мольер» в 1936 году после пятилетней череды отказов. Премьера прошла с громадным успехом, но труппа успела дать всего 7 показов, после чего пьеса была запрещена. После этого Михаил Афанасьевич увольняется из театра и в дальнейшем зарабатывает на жизнь как переводчик.

Anamnesis morbis

Итак, все кончено. Несмотря на позднейшие якобы воспоминания о результатах вскрытия, его, скорее всего, просто не было.

Но никаких сведений о вскрытии найти не удается, и, вероятнее всего причины смерти, указанные в свидетельстве: нефросклероз (замещение почечной ткани — паренхимы — соединительной тканью) и уремия (интоксикация, вызванная накоплением в крови метаболитов, которые должны были выводиться с мочой, следствие почечной недостаточности), — были вписаны по справке из поликлиники.

В письме к брату писателя, Николаю Афанасьевичу, от 17.10.1960, то есть 20 лет спустя после смерти Михаила Афанасьевича, Е. С. Булгакова сообщает:

В своих дневниках Елена Сергеевна часто упоминает о головных болях Булгакова, еще задолго до первых манифестаций поражения почек.

Эти рецепты выписывались с завидной регулярностью лечащим врачом Захаровым, прибегавшим к тому же ко всяческим ухищрениям для постоянного обеспечения несчастного пациента этими препаратами. Подтверждением может служить одна из его записок к жене М. Булгакова:

Вполне достойная версия. Увы, подтвердить или опровергнуть ее могли только вскрытие и качественная гистология почек. Но вскрытия не было (или его данные не попали в архивы), Мастер был кремирован и похоронен под камнем с могилы Николая Гоголя…

Тем не менее доказательство гипотезы российского врача пришло с появлением новых методов химического анализа. Израильские и итальянские ученые опубликовали на страницах солидного Journal of Proteomics исследование страниц рукописи «Мастера и Маргариты», вчерне законченной Михаилом Булгаковым за месяц до своей смерти, и смогли подтвердить как диагноз писателя, так и лечение, которое ему было назначено.

Кроме того, был обнаружен метаболит морфина — 6-O-ацетилморфин, а также три белка — биомаркера нефросклероза. Рикетти поясняет, что свидетельства применения лекарства Булгаковым остались в потовых выделениях отпечатков пальцев и слюне, которая могла попадать на страницы в момент их перелистывания.

Страницы обрабатывались бусинами-сорбентами, которые потом проходили анализ в газовом хроматографе и масс-спектрометре.

В ходе работы исследователи контактировали с московской полицией, предоставившей возможность сравнить результаты анализа рукописей со стандартами морфина, бытовавшими в Москве в конце тридцатых — начале сороковых годов ХХ века.

Рожденный заново, Булгаков сам вошел в храм литературы. Но с кем же он встретился?

«Посвящение» в литературу или в творчество вообще – вещь не уникальная. Уже в середине XX века врач и философ В. фон Вайцзеккер «описал случаи, когда идея или философское понятие рождались после физической болезни, как бы занимая ее место, и предложил называть это явление «логофанией»». (Сироткина И. Классики и психиатры. М., 2009. С. 89).

Томас Манн писал по сути о том же: «Жизнь не жеманная барышня, и, пожалуй, можно сказать, что творческая, стимулирующая гениальность болезнь, которая преодолевает препятствия, как отважный всадник, скачущий с утеса на утес, – такая болезнь бесконечно дороже для жизни, чем здоровье, которое лениво тащится по прямой дороге, как усталый пешеход»).

Михаил Афанасьевич смотрел на себя в зеркало. «В глазах этих… на самом дне их – затаенный недуг». Так напишет он о Мольере. Штрих автопортретный. У себя самого подмеченный… Но это будет потом. А в дневнике от 6 ноября 1923 года он отчеканит: «…в литературе вся моя жизнь. Ни к какой медицине я больше не вернусь…

Я буду учиться терпеть. Не может быть, чтобы голос, тревожащий меня сейчас, не был вещим. Не может быть. Ничем иным я быть не могу, я могу быть одним – писателем. Посмотрим же и будем учиться, будем молчать».

Что за голос тревожил его в этот переломный момент жизни? Да, бывают голоса, которым противиться трудно.

Иллюстрация к роману Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”

Повести и романы Михаила Булгакова

  • «Похождения Чичикова» (поэма в 10 пунктах с прологом и эпилогом, 5 октября 1921) 
  • «Белая гвардия» (роман, 1922—1924) 
  • «Дьяволиада» (повесть, 1923) 
  • «Записки на манжетах» (повесть, 1923) 
  • «Багровый остров» (повесть, опубликована в Берлине в 1924 году) 
  • «Роковые яйца» (повесть, 1924) 
  • «Собачье сердце» (повесть, 1925, в СССР опубликована в 1987 году) 
  • «Великий канцлер. Князь тьмы» (часть чернового варианта романа «Мастер и Маргарита», 1928—1929) 
  • «Копыто инженера» (роман, 1928—1929) 
  • «Тайному другу» (неоконченная повесть, 1929, в СССР опубликована в 1987 году) 
  • «Мастер и Маргарита» (роман, 1929—1940, в СССР опубликован в 1966—1967 годах, второй вариант в 1973 году, окончательный вариант в 1990 году) 
  • «Жизнь господина де Мольера» (роман, 1933, в СССР опубликован в 1962 году) 
  • «Театральный роман» («Записки покойника») (неоконченный роман (1936—1937), в СССР опубликован в 1965 году) Пьесы, либретто, киносценарии «Зойкина квартира» (пьеса, 1925, в СССР поставлена в 1926, вышла массовым тиражом в 1982 году) 
  • «Дни Турбиных» (пьеса, написанная на основе романа «Белая гвардия», 1925, в СССР поставлена в 1925, вышла массовым тиражом в 1955 году) 
  • «Бег» (пьеса, 1926—1928) 
  • «Багровый остров» (пьеса, 1927, в СССР опубликована в 1968 году) 
  • «Кабала святош» (пьеса, 1929, (в СССР поставлена в 1936), в 1931 году была допущена цензурой к постановке с рядом купюр под названием «Мольер», но и в таком виде постановка была отложена) 
  • «Мёртвые души» (инсценировка романа, 1930) 
  • «Адам и Ева» (пьеса, 1931) 
  • «Полоумный Журден» (пьеса, 1932, в СССР опубликована в 1965 году) 
  • «Блаженство (сон инженера Рейна)» (пьеса, 1934, в СССР опубликована в 1966 году) 
  • «Ревизор» (киносценарий, 1934) 
  • «Последние дни (Пушкин)» (пьеса, 1935; в СССР поставлена в 1943, опубликована в 1955 году) 
  • «Необычайное происшествие, или Ревизор» (пьеса по комедии Николая Гоголя, 1935) 
  • «Иван Васильевич» (пьеса, 1936) 
  • «Минин и Пожарский» (либретто оперы, 1936, в СССР опубликовано в 1980 году) 
  • «Чёрное море» (либретто оперы, 1936, в СССР опубликовано в 1988 году) 
  • «Рашель» (либретто оперы по мотивам рассказа «Мадмуазель Фифи» Ги де Мопассана, 1937—1939, в СССР опубликовано в 1988 году) 
  • «Батум» (пьеса о юности И. В. Сталина, первоначальное название «Пастырь», 1939, в СССР опубликована в 1988 году) 
  • «Дон Кихот» (либретто оперы по роману Мигеля де Сервантеса, 1939)Рассказы«№13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна» (1922) 
  • «Арифметика» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922) 
  • «В ночь на 3-е число» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922) 
  • «В театре Зимина» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922) 
  • «Как он сошёл с ума» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922) 
  • «Каэнпе и капе» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922) 
  • «Красная корона» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922) 
  • «Налёт. В волшебном фонаре» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922) 
  • «Необыкновенные приключения доктора» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922) 
  • «Ноября 7-го дня» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922) 
  • «Остерегайтесь подделок!» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922) 
  • «Птицы в мансарде» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922) 
  • «Рабочий город-сад» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922) 
  • «Советская инквизиция» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922) 
  • «Китайская история. 6 картин вместо рассказа» (1923) 
  • «Сорок сороков» (1923) 
  • «Воспоминание…» (рассказ, посвящённый смерти В. И. Ленина, 1924) 
  • «Ханский огонь» (1924) 
  • «Полотенце с петухом» (цикл «Записки юного врача», 1925) 
  • «Крещение поворотом» (цикл «Записки юного врача», 1925) 
  • «Стальное горло» (цикл «Записки юного врача», 1925) 
  • «Вьюга» (цикл «Записки юного врача», 1925) 
  • «Тьма египетская» (цикл «Записки юного врача», 1925) 
  • «Пропавший глаз» (цикл «Записки юного врача», 1925) 
  • «Звёздная сыпь» (цикл «Записки юного врача», 1925) 
  • «Богема» (1925) 
  • «Праздник с сифилисом» (юмористический рассказ, 1925) 
  • «Бубновая история» (1926) 
  • «Я убил» (1926) 
  • «Морфий» (1926) 
  • «Трактат о жилище» (сборник «Трактат о жилище», 1926) 
  • «Псалом» (сборник «Трактат о жилище», 1926) 
  • «Четыре портрета» (сборник «Трактат о жилище», 1926) 
  • «Самогонное озеро» (сборник «Трактат о жилище», 1926) Список литературы и источников

Пропавший глаз

Кратко Подробно Оригинал

Доктор работал на Н-ском участке уже год. Он повзрослел, набрался опыта и брился теперь только раз в неделю. Чаще бриться не получалось — как только доктор раскладывал бритвенные принадлежности, его вызывали к больному.

За год он научился принимать роды любой сложности, делать ампутации, ушивать грыжи и рвать зубы. Первый вырванный им зуб оказался с куском кости. Доктор решил, что сломал больному челюсть, и долго мучился угрызениями совести, пока более опытный коллега не объяснил, что выломал он не кусок кости, а зубную лунку.

Реклама:

Как только доктор уверился, что всё видел и всё знает, как к нему привезли ребёнка с огромной опухолью вместо глаза. Доктор решил, что глаза больше нет, а опухоль надо вырезать, но мать от операции отказалась.

Через неделю доктор увидел этого же ребёнка с двумя здоровыми глазами. Оказалось, что опухоль была огромным гнойником, закрывшим глаз. Гной вытек, и пропавший глаз появился.

Булгаков и самоубийство

Еще один миф о Булгакове связан со смертоносным оружием. В своих мемуарах литературовед Владимир Лакшин приводит рассказ третьей жены Булгакова Елены Сергеевны о том, как Булгаков в самое тяжелое время, когда он практи­чески был объявлен вне закона, собирался стреляться, а потом передумал и в знак судьбоносных перемен выбросил револьвер в пруд:

У нас нет других прямых свидетельств об этом случае. Достоверно известно лишь одно: револьвер (или браунинг) был важным мотивом в жизни Булгакова и постоянно повторяющейся деталью в его произведениях.

У самого Булгакова был, по-видимому, браунинг еще со времен Гражданской войны: его упоминает его первая жена Татьяна Лаппа, описывая их киевскую жизнь в 1918 году. Именно браунинг фигурирует в рассказе «Вьюга», главный герой которого, молодой врач, заблудившись в метель, отстреливается от стаи волков. В другом произведении, «Я убил», врач Яшвин рассказывает, как он из браунинга застрелил жестокого полковника, истязавшего людей.

Оружие у Булгакова тесно связано и с темой самоубийства. Из браунинга застрелился доктор Поляков в повести «Морфий»; о самоубийстве размышляет (и крадет браунинг у друга) главный герой и альтер эго автора писатель Максу­дов в романе «Записки покойника»; Воланд в одной из редакций романа «Ма­стер и Маргарита» дает поэту револьвер.

Михаил Булгаков (лежит в центре) с матерью Варварой Михайловной, братьями и сестрами и другом Борисом Богдановым (крайний справа) на даче в Буче. 1900-е годы

Сам Булгаков в юности стал единственным свидетелем самоубийства школь­ного товарища, с которым он сидел за одной партой. Эта смерть потрясла Булгакова-врача. Татьяна Лаппа вспоминала позднее:

В феврале 1940 года смертельно больной писатель спрашивал жену Елену Сергеевну: «Ты мо­жешь достать у Евгения  То есть у Евгения Шиловского, крупного со­ветского военачальника, бывшего мужа Еле­ны Булгаковой. револьвер?»

Мысль о самоубийстве впервые появилась у Булгакова в 1930 году: доведенный до отчаяния, фактически погибающий («мой корабль тонет») писатель написал знаменитое письмо правительству СССР. В очень откровенном и подробном письме Булгаков объяснял полную свою невозможность быть писателем в СССР, пророчил собственную скорую гибель и просил отпустить его за грани­цу. Письмо было адресовано в том числе Сталину, Молотову, Кагановичу, Ка­линину и Ягоде. В дни, когда писатель напряженно ждал ответа и решения своей участи, пришло известие о самоубийстве Владимира Маяковского. 18 апреля в квартире Булгакова раздался телефонный звонок, и уже на следую­щий день Булгакова приняли на работу во МХАТ ассистентом-режиссером.

Возможно, в действительности Булгаков не выбрасывал револьвер в пруд после решающего звонка. Мы даже не знаем точно, приехал ли он в Москву с брау­нингом, или оружие кануло в Лету вместе с окончившейся Гражданской вой­ной и приключениями Булгакова на Кавказе.

Несомненно одно: весной 1930 года Булгаков был готов к смерти, и самоубий­ство виделось ему почти единственным выходом из невыносимого положения.

Жизнь в Москве

В декабре 1917 года Булгаков отправился в Москву к своему дяде, который был коллегой Михаила и работал врачом-гинекологом. Именно дядя стал прототипом профессора Преображенского, главного героя из повести «Собачье сердце». К сентябрю 1921 года Булгаков окончательно перебрался в Москву. Там он уже начинает активную писательскую деятельность. Изначально Михаил сотрудничал с некоторыми столичными газетами в качестве фельетониста. В это время он опубликовал некоторые свои произведения в Берлине. За период с 1922-го по 1926 год в газете «Гудок» было опубликовано около 120 произведений Булгакова. В 1923 году стал членом Всероссийского союза писателей. В 1925 году женился на Л. Е. Белозерской. В 1926 году в доме писателя провели обыск, после которого изъяли рукопись повести «Собачье сердце» и личный дневник. По прошествии пары лет дневник был возвращен, но Михаил Афанасьевич сжег его сам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector