Шизофрения: симптомы и признаки у подростков
Содержание:
- Карл VI
- ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О БОЛЕЗНИ, ОСОБЕННОСТИ ЕЕ СИМПТОМАТИКИ
- Течение заболевание
- Лечение шизофрении у детей раннего возраста
- Виды детского шизофренического расстройства
- Основа симптоматики
- Симптоматика заболевания
- РЕКОМЕНДАЦИИ
- Жизнь после подтверждения болезни
- Что происходит
- Бомба замедленного действия?
- ПРИЗНАКИ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Карл VI
Ничто человеческое не чуждо правителям: король Франции, вступивший на престол в 1368 году как Карл Возлюбленный, закончил свой бренный путь в 1422 г. под прозвищем «Безумный».
Симптомы шизофрении проявились у монарха через двенадцать лет после восшествия на престол. Он стал крайне раздражителен, и в приступе агрессии убил ножом несколько солдат. Его мучили тактильные галлюцинации: королю казалось, что он стеклянный и должен носить прочную одежду, чтобы не разбиться. Провалы в памяти были такие глубокие, что Карла VI не мог вспомнить ни своего имени, ни какое высокое положение занимает.
Плачевное состояние привело к тому, что помазаннику божьему пришлось отказаться от власти, и жить далее в статусе простого смертного под патронажем служанки.
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О БОЛЕЗНИ, ОСОБЕННОСТИ ЕЕ СИМПТОМАТИКИ
Детский тип шизофрении – это разновидность психического заболевания, которая проявляется в раннем возрасте и характеризуется такой же симптоматикой, как и взрослая ее форма. Патология оказывает влияние на поведение, эмоциональное состояние, мышление ребенка, что приводит к неправильной интерпретации им окружающей реальности.
Очевидные симптомы отклонения психики проявляются, чаще всего, по достижении 7-летнего возраста. В некоторых случаях диагностировать заболевание можно уже на первом году жизни младенца.
Признаки шизофрении у детей и подростков нелегко поддаются классификации. Поэтому постановлением окончательного диагноза с последующей терапией больного должен заниматься психиатр, у которого имеется достаточный опыт работы с такими больными.
Зарождение шизофренического процесса происходит в том возрасте, когда психическое сознание индивида только начинает свое становление. Поэтому симптомы детской патологии обладают такой спецификой:
- неясность клинического проявления. Признаки шизофренической болезни у детей не достигают степени зрелой патологии. Однако опытный специалист в состоянии определить группу риска даже у младенцев от одного года;
- подростки склонны к фантазированию и философствованию. Их стремление к ассоциативному образу жизни не всегда свидетельствует о наличии болезни, а может быть «отзеркаливанием» негативного окружения;
- непостоянность развития. Она заключается в том, что в жизни малолетнего члена общества происходят чередования периодов опережения нормального формирования личности и таких, что характеризуются явными задержками развития.
Течение заболевание
Шизофрения развивается поэтапно:
- Начало. У человека внезапно возникают или нарастают постепенно необоснованные страхи, тревога, астенические расстройства, растерянность, снижение настроения.
- Дальнейшее течение. Клинические проявления продолжаются на протяжении нескольких лет, периоды обострений перемежаются ремиссией.
- Конечное состояние.
У больного сначала долгое время наблюдаются так называемые позитивные симптомы: бред, галлюцинации, двигательные нарушения, расстройство мышления. На их фоне понемногу начинают нарастать негативные проявления, связанные с поведением и эмоциями. Речь становится вялой и скудной, голос – монотонным, исчезает мимика. Человек перестает получать удовольствие от того, что его раньше радовало, у него исчезает способность планирования и выполнения намеченных дел, он не соблюдает правила гигиены.
Страдают и когнитивные способности: больной не в состоянии усвоить информацию, принять решение, сконцентрироваться, запомнить что-либо.
Течение психического расстройства может быть непрерывным, периодическим (самым благоприятным) и приступообразно-поступательным. То есть, жизнь шизофреника состоит из периодов обострений и ремиссий.
Лечение шизофрении у детей раннего возраста
В фармакотерапии детской шизофрении применяются те же группы препаратов, что и во взрослой практике:
- нейролептики;
- стабилизаторы настроения;
- антидепрессанты;
- транквилизаторы.
Лечение шизофрении в детском возрасте затрудняется тем, что наиболее современная часть препаратов еще не разрешена к применению в детской практике. Клинические испытания новых лекарств у маленьких пациентов сопряжены с законодательными барьерами и родительской настороженностью. Часть препаратов уже разрешены на западе, но у нас всё еще под запретом.
Важно
Детский организм по-особому воспринимает «взрослые» лекарства. Необходимо регулярно показываться лечащему психиатру, чтобы оперативно менять дозировки препаратов: сдерживать симптомы и не давать ребенку больше медикаментов, чем нужно.
Выход из ситуации — грамотное комбинирование препаратов, официально допущенных для лечения шизофрении у детей дошкольного возраста и старших возрастных групп. Плюсом хорошей комбинации является то, что используются даже побочные действия. Например, часто используют седативный (успокаивающий) эффект нейролептика или антидепрессанта. При этом врач назначает проверенные препараты с доказанной эффективностью и изученным перечнем побочных эффектов.
Цели лечения: свести к минимуму проявления болезни и приостановить развитие шизофренического процесса. Терапия направлена на то, чтобы шизофрения у девочки или мальчика не мешала развиваться интеллекту, не делала из ребенка изгоя и инвалида. Вместе с психологами и дефектологами детский психиатр может значительно улучшить жизнь ребенка и его близких.
Виды детского шизофренического расстройства
Шизофрения детского возраста отличается тяжелым течением, влекущим значительные личностные изменения. Различают следующие варианты течения заболевания:
- непрерывно текущий;
- приступообразно-прогредиентный;
- рекуррентный.
Непрерывно текущий тип шизофрении ярко проявляется к 2–3 годам. Клиническая картина характеризуется постепенной аутизацией, отсутствием природного интереса и любознательности, свойственной данному возрасту. Дети отличаются особым упрямством, раздражительностью. Типичным является наличие страхов разнообразного происхождения. Закономерна изменчивость настроения: приступы подавленности сменяются периодами дурашливости, приподнятого настроя.
Обострения болезни сопровождаются неярко выраженными галлюцинациями, интенсифицированием эмоциональных расстройств. Постепенно наступают речевые нарушения, задержка развития психических функций.
Приступообразно-прогредиентная форма характеризуется повторяющимися приступами с тенденцией прогрессирования деструктивных изменений. Впервые заболевание способно проявиться в грудном возрасте. Сопровождается сильным, пронзительным плачем, отличающимся монотонностью. Нередко подобный звук несопоставим с нормальным детским плачем. Характерна резкая смена вялости неестественной жизнерадостностью, активностью. Выражены страхи: людей, посторонних звуков. Далее наблюдается задержка речевого, психомоторного развития, освоения элементарных навыков.
Характерны кататонические нарушения. Периоды сильнейшего возбуждения сочетаются с бездействием. Возбуждение проявляется бесцельными, монотонными движениями: хождение кругами, раскачивание, беспорядочный бег. Такое состояние сохраняется часами. Сопровождается безудержными приступами плача, смеха, агрессии. Детки становятся неконтролируемыми, игнорируют обращенную к ним речь, оклики.
Изменяется походка, приобретает нескоординированные, размашистые черты. Теряется ритмичность, содружественность движений. Наблюдается тенденция многочасовых хождений без признаков утомления. При попытке взрослых остановить такие блуждания, вырываются, идя дальше. Выражение лица – отрешенное.
Импульсивность внезапно сменяется вялостью, адинамией. Маленькие больные долго лежат бездействуя. Принимают вычурные положения тела. Сон нарушается. Просыпаются посреди ночи, долго не засыпают. Малышей сложно уговорить поесть, пойти погулять.
Приступно-прогредиентная шизофрения наделяет деток депрессивно-бредовыми нарушениями, слуховыми, зрительными галлюцинациями.
Рекуррентный вид заболевания детского возраста встречается редко. Он определяется чередованием приступных периодов с ремиссией. Вызывает незначительные личностные изменения. Приступы провоцируются инфекциями, травмами, стрессами.
Рекуррентная шизофрения часто сопровождается усиленным чувством беспочвенного страха, осложняющегося галлюцинациями, бредом. Присоединяется возбуждение, изначально возникающее исключительно вечером, впоследствии оно принимает более выраженную форму, достигающую степени гебефрении – безудержного веселья. Каждое повторное обострение расстройства сопровождается более сильными патопсихологическими симптомами.
Детская шизофрения опасна не только болезненными изменениями, но и нарушением формирования незрелой детской личности. Играет роль возрастной период дебюта болезни, тяжесть течения. Просматривается закономерность: раннее проявление расстройства вызывает более грубое, тотальное недоразвитие личности ребенка, нарушая формирование важнейших элементов мозга, процессов и свойств психики.
Основа симптоматики
Признаки шизофрении у подростка во многом соответствуют проявлениям болезни у взрослых. Но, тем не менее, имеют и свои специфические черты, которые зависят от формы и стадии расстройства.
Во главе заболевания стоят изменения поведения и характера девушек и юношей. Они протекают по типу психопатий, только в резко выраженной форме. Эти симптомы объединяют в группу психопатоподобных изменений и сопровождают любую форму расстройства. Они способны сохраняться на протяжении всего его течения, возникать в начальном периоде либо в виде остаточных явлений.
Искажения личности подростков могут происходить в нескольких направлениях.
Одно из самых распространенных – нарастание замкнутости и отстраненности. Это проявляется в следующем:
- прекращение общения с друзьями;
- отсутствие стремления устанавливать новые контакты;
- изменение отношения к близким людям, родителям. Больные держат дистанцию, неразговорчивы, вспыльчивы, появляется эмоциональная холодность.
Обращает на себя внимание отношение к учебе. У подростков резко падает успеваемость и интерес к учебному процессу
Они долго просиживают за выполнением домашнего задания, однако это не приносит результата. Задания выполняются либо неправильно, либо больной не может объяснить смысл выученного.
Тем не менее, несмотря на закрытость и отгороженность, такие подростки не утрачивают жизненную энергию, а направляют ее в другое русло. Так, их поведение отличается неадекватностью, странностью с пугающими нотками. Мышление – вычурное, отмечаются наплывы мыслей. Высказывания и действия – своеобразны и неестественны.
Саша, 11 лет. Резко появились проблемы с обучением. До этого парень хорошо справлялся с учебной деятельностью. Его мучили мысли о смерти, появился страх смерти. Отказывался посещать школу, так как, по его словам, сидя на уроках, постоянно представлял, как в класс вносят его гроб.
Еще один подросток, 12 лет, испражнялся на пол, а экскременты прятал под ванну.
Другой характерной чертой становится появление витиеватых увлечений. Они полностью овладевают больным. Ради них он отказывается от других важных жизненных сфер: учебы, общения с приятелями, работы. Несмотря на то, что они целый день проводят в увлечении своим хобби, больные проявляют полнейшую неосведомленность о нем. Их увлечения не приносят плодов. Например, больной разрабатывает свою диетическую схему. Но, если взглянуть на нее «трезвым» взглядом, то становится ясно, что диетой здесь и не пахнет.
Симптоматика заболевания
Коварство легкой формы заключается в том, что продолжительное время ее симптоматика и проявления могут игнорироваться окружающими, и стать замеченными лишь в период психотического обострения заболевания
Чтобы не упустить шанс на своевременное обращение к специалисту, важно обращать внимание на следующие нюансы поведения человека
Эмоциональное равнодушие
Такая сглаженность может выражаться через:
- ощутимое снижение эмоционального фона, который человеку ранее был присущ. К примеру, многие пациенты жалуются на то, что не испытывают радости, обиды, огорчения. Их отношение к близким людям становится равнодушным и холодным;
- у больных наблюдается резкое снижение жестикуляции и мимических выражений чувств – их разговор превращается в монотонный диалог. При этом они стараются избегать зрительного контакта с собеседником;
- шизофреник постепенно утрачивает способность адекватно воспринимать и реагировать на эмоциональное состояние других людей. В ответ на шутки такие люди не улыбаются, равнодушно реагируют на осуждение или похвалу;
- у человека с начальной формой простой шизофрении заметно искажается эмоциональная адекватность: на грустные события он может реагировать улыбкой или смехом и наоборот.
Обеднение речи
Фразы, произносимые больным, носят простой, однотипный характер, что приводит к возникновению трудностей в общении. В результате человек замыкается в себе, мало общается, начинает избегать общества кого-либо. Одновременно у него сильно страдает память: он начинает быстро забывать полученную информацию, ему тяжело концентрироваться и запоминать.
Дополнительно больной теряет способность мимически выражать свои эмоции: его движения становятся скудными и зажатыми. Жестикуляция приобретает непривычные формы: становится резкой, прерывистой, спонтанной.
Упадок воли
Снижение волевых побуждений проявляется в том, что у шизофреника постепенно, но усиленно снижается рвение к инициативности, настойчивости. Он становится пассивным, вялым, у него пропадает желание заниматься любой общественной деятельностью, повседневными делами, в том числе и проводить ежедневные гигиенические процедуры.
Социальная изолированность
Результат всех вышеперечисленных проявлений — стремление к отгороженности от общества и социальных контактов. У больного пропадает желание иметь доверительные отношения, он постепенно отдаляется от привычного ранее круга общения, предпочитая проводить время в одиночестве. Продуктивная трудовая деятельность постепенно сменяется на резонерство — бесцельное рассуждение на оторванные от реальности, неактуальные темы.
Важно учитывать тот факт, что негативная симптоматика по своей выраженности может со временем изменяться: становится более или менее яркой
Дополнительно опытные психотерапевты рекомендуют обращать внимание на такие признаки психического расстройства, как: тревожные состояния, беспричинная депрессия, нарушения сна, неоправданная агрессия и пр
В связи с тем, что психический недуг в большинстве случаев начинает дебютировать в юном возрасте, многие родители воспринимают вышеописанные симптомы за переходной период. Избежать нежелательных последствий болезни в виде стойкого дефекта психики и характера можно исключительно в случае своевременного вмешательства грамотного и опытного специалиста в области психотерапии.
Поэтому, если вы заметили у себя или у кого-то из своего окружения проявление внезапной отчужденности, черствости и апатии, нарушения в психомоторной сфере (повторяющиеся постукивания ногой или рукой, беспричинное покашливание, неконтролируемое подергивание руками) — это повод обратиться к психотерапевту за консультацией.
Если проигнорировать начальные проявления, и не предоставить больному возможности получить своевременную психиатрическую помощь, заболевание за короткое время приведет его к частичному или полному распаду личности.
РЕКОМЕНДАЦИИ
С целью профилактики возникновения шизофренического расстройства у детей и подростков родители должны проводить следующие мероприятия:
регулярно проходить обследования у психолога и психотерапевта, особенно если их чадо принадлежит к группе риска по возникновению патологии;
обращать внимание на все личностные изменения, особенно в подростковом возрасте;
нужно проводить беседы о вреде алкоголя и наркотиков;
дети должны чувствовать поддержку близких людей в развитии социальных навыков, формировании положительных взаимоотношений между членами общества;
в семье важно сохранять здоровую психологическую и психическую атмосферу, не использовать моральное и физическое насилие.
Специалисты советуют родителям и окружающему социуму придерживаться некоторых правил воспитания и общения с шизотипальными личностями.
- Оберегайте их от стрессовых ситуаций, общение должно проходить в разъяснительном, а не приказном тоне.
- Слишком ранние психологические нагрузки в виде обучения иностранным языкам, математике и т. п. приводят к ухудшению общего состояния.
- Проявление максимально возможного количества внимания и терпения к больному.
- Общение с шизофреником должно проходить максимально уважительно, без любого давления или высмеивания.
- Хороший результат показывает лечебная физкультура.
Шизофреническое расстройство – серьезное заболевание, которое может сломать жизнь еще психически неокрепшему ребенку. Поэтому родители должны быть максимально внимательными к детям, и запомнить одно: чем раньше будут выявлены симптомы болезни, тем быстрее можно будет приступить к лечению. Это, в свою очередь, существенно увеличивает шансы на то, что в дальнейшем такой человек сможет вести активную, полноценную жизнь.
Жизнь после подтверждения болезни
Да, она существует. Часто случается, что вовремя поставленный диагноз позволяет остановить развитие заболевания. В этом случае подросток может не вспоминать о своем недуге до конца жизни. Но так везет не всем. Бывает, что подростковая шизофрения не уходит бесследно, а просто трансформируется в другую стадию, тогда нужно научиться с нею жить. Конечно, будет непросто это сделать, но не стоит отчаиваться и опускать руки: люди живут с куда более серьезными проблемами.
Даже если диагноз «шизофрения» окончательно подтвержден, это не повод отчаиваться и опускать руки
Очень важно начать лечение, а современные лекарственные препараты поистине творят чудеса, при этом практически не имеют побочных эффектов
В наше время шизофрения вовсе не приговор, молодой человек должен и может вести нормальный образ жизни. Периоды ремиссии могут продолжаться до 5-7 лет.
Бытует мнение, что шизофрения, начавшая свое развитие в подростковом возрасте, обязательно должна проявляться агрессивным поведением или шокирующими поступками. В действительности все не так. Шизофренические приступы не провоцируют агрессию. Подросток, страдающий этим психическим расстройством, скорее способен причинить вред самому себе, нежели кому-то из окружающих.
После лечения ребенок обязательно должен пройти курс реабилитации. Она подготовит его к жизни в социуме. Специалисты расскажут как вести себя в различных ситуациях, анализировать чувства, контролировать эмоции. В отдельных случаях за подростком понадобится постоянное наблюдение.
Что происходит
В систематическом обзоре исследователи сообщают, что у 20-40% больных коронавирусом наблюдаются психиатрические нарушения:
- бессонница — у 42% больных
- нарушение внимания и концентрации — у 38%
- тревога — у 36%
- ухудшение памяти — у 34%
- депрессивное состояние — у 33%
- нарушение сознания — у 21%
- посттравматическое стрессовое расстройство — у 4-7%
У каждого четвертого больного возникает сильная головная боль и головокружение, у 69% — психомоторное возбуждение, у 0.7% — судороги и двигательные расстройства
У пожилых людей может появиться делирий — расстройство сознания, при котором нарушается мышление, внимание и восприятие окружающего мира. Однако чаще всего делирий возникает у пожилых пациентов с деменцией — синдромом снижения когнитивных функций
Иногда у них это — единственный симптом коронавируса без нарушений со стороны респираторной системы.
Масштабная вспышка коронавируса — не первый случай в истории. Во время предыдущих эпидемий врачи наблюдали у больных подавленное настроение и тревогу — наиболее частые симптомы в острой фазе интоксикации, сопровождающей болезнь. У небольшой части пациентов возникает психоз — острое нарушение психической деятельности, при котором рассинхронизируются психические процессы, нарушается восприятие реального мира, а поведение и эмоциональные реакции не соответствуют реальной ситуации.
Еще у части больных возникает кататония — двигательное расстройство, сопровождающееся либо полным ступором, либо усиленным возбуждением.
Если человек с психическим расстройством болен коронавирусом, то инфекция и ее лечение могут спровоцировать рецидив и утяжелить течение расстройства. Например, лекарства для лечения COVID-19 могут спровоцировать у больного шизофренией психоз — бред, галлюцинации и неадекватное поведение, например, больной будет думать, что медицинский персонал пытается его заразить.
К ментальным нарушениям приводит не только непосредственное влияние инфекции на головной мозг, но социально-психологические и экономические факторы, связанные с коронавирусом. Пандемия ассоциируется у людей с нестабильностью и непредсказуемостью. Карантин, социальные ограничения, бесперебойный новостной поток о заболеваемости и смертности от COVID — все это влияет на эмоциональное состояние и настроение людей. Так, депрессия, тревога, нарушение сна, чувство одиночества, подавленность и апатия могут быть вызваны:
- высокой частотой контактов с инфицированными людьми
- страхом заразить близких
- необходимостью физического дистанцирования и ношения масок
- чувством медицинской и социальной незащищенности
- регулярными сообщения в СМИ о коронавирусе
- отсутствием информации о том, когда закончится пандемия
Китайское исследование демонстрирует, что сам факт вспышки пандемии вируса уже влияет на психическое состояние не заболевших коронавирусом людей. Так, примерно у каждого шестого под влиянием эпидемии возникли симптомы умеренной и тяжелой депрессии, а у каждого третьего — признаки тревожного расстройства средней или тяжелой степени.
Кроме того, у части респондентов отмечаются симптомы посттравматического стрессового расстройства и психологического дистресса. Также сообщают о том, что пандемия ухудшает течение психических расстройств у людей, которые не болеют коронавирусом.
Ковид влияет не только на самого больного. Сообщают, что у 50% членов семей, где есть больной коронавирусом, наблюдаются симптомы депрессии.
Бомба замедленного действия?
А вот тут начинается самое интересное. Обнаружить с помощью генетической экспертизы наличие «неправильного» гена невозможно. В профильной консультации специалисты распишут риски клиента, а также, исследовав плод в утробе будущей мамочки, могут указать на наличие или отсутствие дефекта.
Однако существуют заболевания, обусловленные несколькими генами, которых от двух до десяти. Давайте рассмотрим такую ситуацию на примере ревматизма. Есть ли наследственность по нему? Нет! Все дело в следующем: чтобы заболеть, недостаточно быть носителем генов ревматизма, нужно еще и подхватить гемолитический стрептококк группы А. То есть, это просто особенность иммунитета, который легко поражается.
Как же обстоит дело с шизофрениками, если у них набор «порченых» генов неодинаковый? Имеется в виду, что у одних это, к примеру, АВС, у других – АВ, а у третьих – только С и тому подобное. Есть и общее: их функции затрагивают развитие мозга, не давая процессу идти нормально. И, чем таких подозрительных генов больше, тем выше вероятность заболеть психическим расстройством. И еще: риск в 16 раз увеличивают дефекты в генах в третьей хромосоме, а в шестнадцатой – в 8.
Несмотря на многолетние усилия генетиков, профиль шизофреника они составить не могут. То есть, пока не существует теста, позволяющего ответить на вопрос о возможности заболеть.
Как уже упоминалось, для того чтобы «плохие» гены проявили себя, им нужен какой-то толчок. Если такового не будет, то носитель, имея их в большом количестве, не заболеет. Какие именно внешние факторы это должны быть, неизвестно.
Возьмем однояйцовых близнецов, у которых все одинаковое, в том числе и гены. Но у одного из них шизофрения, а другой совершенно здоров, а риск заболеть у него 46%. Почему не 100%, спросите вы? Ответ таков: у больного часть генов была закрыта метильной группой, и из-за этого «замка» они перестали функционировать, и развитие мозга нарушилось.
Откуда взялась эта группа? Неизвестно, но было высказано предположение, что в этом виноват вирус гриппа, так как мама мальчиков, будучи беременной, переболела им.
Согласно нынешним данным, риск появления шизофрении у ребенка в связи с перенесенным будущей матерью гриппом возрастает в 1,5-7 раз. Однако это не связано именно с вирусом, а со слишком сильной иммунной реакцией организма женщины, увеличившей количество интерлейкина-8. Но надо знать: не все подобные случаи могут спровоцировать развитие психического заболевания у потомства.
ПРИЗНАКИ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Относительно шизофрении действует простое правило: чем раньше выявлено расстройство, тем благоприятнее прогноз. Ранняя детская шизофрения проявляется еще в младенческом периоде. Однако редкие родители задумываются о присутствии болезни, скорее оправдывая симптомы психического расстройства кризисными периодами развития, недочетами воспитания.
Поскольку деткам свойственно фантазирование, нестабильность психических реакций, до 7 лет болезнь диагностируется затруднительно. Психиатрам не хватает четкости картины для постановки диагноза. Чаще официальное заключение выносится в пубертатном возрасте, в период манифестации расстройства, вызываемой гормональными всплесками. Но к данному возрасту болезнь успевает пустить корни, формируя стабильные патологические изменения личности, чем затрудняет предстоящее лечение. Подростковая шизофрения диагностируется только у 2% пациентов.
Таким образом, детская форма является сложным типом заболевания. Характеризуется тяжелым течением, спутанной клинической картиной, стойкими необратимыми изменениями психики.