Расстройства личности у детей

Вегетососудистая дистония у подростков и детей

Расстройство может возникать уже в раннем детстве, что важно учитывать родителям, которые отправляют малыша в детский сад или отмечают перемены в поведении подростка. Первые симптомы могут проявляться, когда ребенок идет в детский сад или оказывается в стрессовой ситуации. Температура при ВСД становится не единственным признаком нарушенного состояния ребенка

Такие детки, как правило, капризны, не хотят идти в сад, часто болеют и нередко вступают в конфликты с другими детьми. У них заметны перепады настроения, а любые нагрузки, будь то физические или интеллектуальные, они переносят хуже сверстников

Температура при ВСД становится не единственным признаком нарушенного состояния ребенка. Такие детки, как правило, капризны, не хотят идти в сад, часто болеют и нередко вступают в конфликты с другими детьми. У них заметны перепады настроения, а любые нагрузки, будь то физические или интеллектуальные, они переносят хуже сверстников.

В подростковом возрасте в игру вступают гормоны, необходимость самоутверждения в коллективе, постоянные сравнения себя с окружающими. Когда эти сравнения оказываются не в свою пользу или регулярно возникают конфликты со сверстниками и родителями, повышается нагрузка на нервную систему. Психика становится нестабильной, что в поведении девочек проявляется плаксивостью, нервозностью, грубостью в отношении родителей и учителей. У мальчиков — вспышками гнева и выраженным негативизмом в отношении всего, что окружает подростка. А если подросток не может проявлять агрессию открыто, возникает другая крайность — панические атаки, которые переживаются не менее тяжело.

Часто такое поведение списывают на гормональный всплеск и возрастные особенности

Но важно понимать, что гормональные изменения не обязательно должны проявляться именно так. Более того, они скорее, создают почву для развития расстройства, и задача родителей — вовремя увидеть проблему. Если подросток стал эмоционально неустойчивым, его поведение изменилось, он легко краснеет и бледнеет, испытывает приливы жара и сильно потеет, у него проявляются скачки давления, нельзя ждать, что это само пройдет

В данном случае проявляются характерные симптомы расстройства нервной системы, которые можно и необходимо остановить в самом начале развития

Если подросток стал эмоционально неустойчивым, его поведение изменилось, он легко краснеет и бледнеет, испытывает приливы жара и сильно потеет, у него проявляются скачки давления, нельзя ждать, что это само пройдет. В данном случае проявляются характерные симптомы расстройства нервной системы, которые можно и необходимо остановить в самом начале развития.

Лечение

Наиболее подходящую схему лечения врач выбирает исходя из причин, вызвавших патологические изменения в психике ребенка. Если речь идет о наследственной форме заболевания или органических нарушениях в работе ЦНС, то упор делается на медикаментозное лечение и поддерживающую терапию. Специалисты, работающие в Психоэндокринологическом Центре, для диагностики используют самые современные разработки и методики, направленные на выявление причины заболевания. Наблюдение за маленьким пациентом ведется на протяжении длительного времени, после чего принимается решение о выборе схемы лечения.

Приобретенные формы расстройств личности у детей поддаются коррекции в большинстве случаев. Медикаментозное лечение редко приносит значительные результаты, большую роль в излечении играет психотерапия. Если же необходимость в приеме препаратов все же возникает, то врач Психоэндокринологического Центра назначает всего одно средство, которое принимается курсом.

Независимо от того, какие причины лежат в основе расстройства личности у детей, необходимо приступать к лечению после обнаружения первых признаков заболевания. Своевременное обращение к специалистам и строгое следование рекомендациям обеспечит положительный успех от лечения.

Причины дисгармонии

Расстройство личности у детей может иметь различные формы. Исходя из причин заболевания, выделяют три основных его типа:

  • наследственное расстройство обусловлено наличием генной предрасположенности и передается из поколения в поколение:
  • приобретенное расстройство прогрессирует при неправильном подходе к воспитанию ребенка, а также при длительном влиянии негативного окружения и примеров;
  • органические психопатии развиваются в результате травмы или инфекционного заболевания некоторых отделов головного мозга или всей ЦНС.

Предпосылки для развития дисгармонии могут появиться во время беременности. Чтобы этого не произошло женщина должна следить за своим здоровьем и не допускать отклонений, которые могут негативно отразиться на состоянии малыша.

Большое значение на процесс формирования личности ребенка оказывает психологический климат в семье. Если ребенок получил травму головы или заболел инфекционным заболеванием, необходимо предпринимать активные действия для скорейшего его выздоровления. В противном случае велик риск развития осложнений, в том числе и расстройства личности.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

На протяжении длительного периода детское шизофреническое расстройство рассматривали в качестве отдельного, самостоятельного вида заболевания, которое не связано с его взрослой формой. Современные исследователи пришли к единому мнению о том, что патология, начавшая развиваться в младшем возрасте, трансформируется в аналогичное расстройство взрослого человека, но с более тяжелой формой протекания.

Возможными признаками начала шизофренического процесса, о которых следует сообщить детскому психиатру, выступают:

  • необычные фантазии, отличающиеся особой устойчивостью. Это могут быть не видимые окружающим людям «друзья», которые приходят к ребенку, или отождествление его с конкретным персонажем. Например, малыш может изображать кошку, принимать еду только с кошачьей миски, спать в самых неподходящих для человека местах;
  • необъяснимый страх. В данном случае ребенок затрудняется ответить, чего именно он боится, или, наоборот, уверенно, четко показывает на «чудовищ», которые его пугают, их месторасположения;
  • резко ухудшается уровень бытового и социального поведения. Больной перестает следить за собой, предпочитает уединенное времяпрепровождение. Одновременно внезапно снижается успеваемость в учебных заведениях. Поведение шизофреника начинает отвечать не фактическому, а более раннему возрастному развитию;
  • в процессе разговора шизофреник часто прерывает беседу, начинает пугливо осматриваться по сторонам, или к чему-то прислушиваться. При этом он часто теряет нить разговора, его речь становится бессвязной и лишенной смысловой нагрузки. В особо запущенных случаях наблюдается распад речи;
  • беспричинная агрессия, жестокое отношение к окружающим сменяется апатией, равнодушием. Часто возникают эмоции, которые не соответствуют ситуации – вместо того, чтобы плакать, больной начинает истерично смеяться, и наоборот;
  • в рисунках шизофреника начинают проявляться яркие, контрастные цвета, не отвечающие действительности – синяя трава, зеленое солнце и т.п. Доминантность черного цвета на изображениях свидетельствует о сопутствующем депрессивном расстройстве. Сюжеты рисунков часто пугающие – это существа с огромными, выпученными глазами, устрашающими клыками, оторванными конечностями и т. п.

Данное отклонение психики достаточно редко встречается до 11-12 лет, явная симптоматика заболевания чаще активизируется в подростковом периоде.

Легче диагностировать психическое отклонение у детей, которые имеют предрасположенность к заболеванию. Наряду с нормальным уровнем интеллекта у них страдает приспособленность к практической деятельности, например, они не могут выполнять обычные действия по самообслуживанию. Для их поведения характерны такие особенности:

  • они игнорируют забавы, где требуется активно двигаться, предпочитают играть в спокойные игры;
  • выборочность в общении со сверстниками;
  • не обладают способностью постоять за себя;
  • в раннем детстве часто ноют без видимой причины;
  • при возникновении конфликтной или проблемной ситуации такой шизотип старается не выдавать своей эмоциональной реакции, а уходит в себя, закрывается.

Какие лекарственные препараты являются психоактивными

Психоактивные вещества (ПАВ) различаются по способу производства и по действию на психику, на организм. По способу производства различаются:

  • вещества природного происхождения, выделенные из растительного сырья;
  • полусинтетические, то есть синтезируемые из растений;
  • синтетические – вырабатываемые из других химических веществ.

По действию на психику ПАВ делятся на следующие виды препаратов:

Депрессанты подавляют нервное возбуждение, активность центральной нервной и дыхательной систем. КУ депрессантам относятся снотворные, седативные препараты, нейролептики, транквилизаторы. Нейролептики, или антипсихотики – вещества подавляющие нервную деятельность, снижающие возбудимость. Эти препараты устраняют бред, галлюцинации. Не влияя на сознание, они подавляют эмоциональность, психомоторное возбуждение.

Психостимуляторы обладают противоположным действием по отношению к депрессантам. Эта группа препаратов активирует психическую деятельность организма. В меньшей степени психостимуляторы влияют на физическое тело.

Антидепрессанты тоже являются психоактивными веществами. Воздействуя на уровень таких нейромедиаторов, как дофамин, норадреналин и серотонин, антидепрессанты улучшают настроение, снимают тревожность, стимулируют психическую активность, нормализуют сон и аппетит. Однако принимать их надо строго в тех дозировках, которые предписаны врачом.

Формирование первых коммуникативных связей

В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель»,  требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы.

Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками.  Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности.

Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков.

Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно,  и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль.

Лечение и реабилитация

Дети с поведенческими расстройствами, не получающие лечения и реабилитацию, могут вырасти и превратиться в неблагополучных в психическом и социальном аспекте взрослых. Как правило, чем раньше вмешательство, тем лучше будет результат.

Терапия обычно многогранная и продолжительная. Стратегия и методы зависят от конкретного заболевания и факторов, способствующих ему. Для лечения молодежи с расстройством поведения используется ряд различных психотерапевтических вмешательств, чаще всего – когнитивная-поведенческая и мультисистемная методика.

Программа помощи предусматривают:

Родительское образование. Обучение взрослых тому, как общаться, реагировать, воспитывать ребенка.

Семейная терапия. Всем членам семьи помогают улучшить навыки общения, решения проблем.

Когнитивно-поведенческая терапия. Основная задача – научить маленького клиента выявлять нефункциональные мыли, осознавать эмоции, взять под контроль поведение.

Социальное обучение. Ребенка мотивируют развивать важные элементы коммуникации, такие как умение тактично разговаривать, играть в сотрудничестве с другими.

Управление гневом. Малыша или подростка учат распознавать признаки растущего разочарования. Ему дают ряд навыков совладания с ситуацией, призванных ослабить гнев, не допустить агрессивного поведения. Также преподаются методы релаксации и способы управления стрессом.

Поощрение. Многие дети с поведенческими расстройствами постоянно терпят неудачи в школе и во взаимодействии с другими. Поощрение к совершенствованию конкретных талантов (например, спорта) помогает повысить самооценку.

Медикаменты. Некоторые лекарства используются в педиатрической практике. Они помогают контролировать импульсивное поведение.
Расстройство поведения трудно поддается коррекции. В его преодолении основная роль принадлежит родителям. Справедливость (правила), последовательность (одинаковая интерпретация требований), доступность (положительный образец для подражания) – самые важные и необходимые подарки, которые можно преподнести детям.

В качестве реабилитационного инструмента рекомендована мультисистемная психотерапия. Она определяет поведение как модель, связанную с различными аспектами множества систем, в которые встроен малыш или подросток. Это включает семью, приятелей, школу. Реабилитационные вмешательства предназначены для всех уровней. Они способствуют разобщению с девиантными сверстниками, укреплению связи с родителями и школой. Психотерапия улучшает семейные навыки, такие как контроль и дисциплина. Реабилитационная программа позволяет развить социальную и академическую компетентность в подростковом возрасте.

Консультации по телефонам:+7 (812) 371-08-90+7 (812) 371-48-46

Подростковые психические расстройства

Для подростков характерны все известные психиатрические заболевания, кроме тех, что развиваются в старческом возрасте. Но особенности подросткового возраста оказывают влияние на проявление симптомов и течение заболеваний.

1. Дисморфофобия, дисморфомания наиболее часто встречается у подростков. При данных видах психических расстройств больной ребенок опасается появления или твердо убежден в наличии у себя некоего дефекта, которое по его мнению заметно для окружающих. Чаще всего такие недостатки обнаруживаются на лице, но причиной переживания могут быть и особенности фигуры, излишнее потоотделение и т.д.

2. Метафизическая (философическая) интоксикация начинает проявляться в младшем подростковом возрасте. На ранних стадиях диагностировать расстройство сложно, так как очень часто склонность к рассуждениям и размышлениям можно отнести к особенностям характера. При наличии патологических расстройств наблюдается постепенное отрешение от окружающего и отрешенность. Метафизическая интоксикация имеет много схожего с параноидальным бредом. Главным отличием этого расстройства является отсутствие борьбы за свои «идеи» при метафизической интоксикации. На сегодняшний день природа возникновения подобных расстройств точно не установлена.

3. Психопатоподобный синдром чаще всего проявляется у мальчиков в  подростковом периоде. Симптомы подобного расстройства могут иметь много общего с шизофренией или другими отклонениями психики, но при этом у пациентов не наблюдается нарушение умственной активности. Психопатоподобный синдром проявляется в виде (злобности, конфликтности, агрессивном поведении)

4. Аноректический синдром очень часто встречается у подростков, его наблюдают при шизофрении или нервной анорексии. Причиной отказа от еды может стать истерическая реакция или демонстрация своего оппозиционного поведения. В этом случае приступы длятся недолго и не наносят вреда здоровью. При более серьезных психопатиях отказ от еды может быть вызван галлюцинациями, бредом или навязчивыми идеями. Подросток может считать, что он просто не достоин еды и тех средств, которые на нее затрачены.

5. Суицидальное поведение. В подростковом периоде ребенок переживает очередной кризис. Склонность к суицидам возрастает в несколько раз

Часто подобным поведением подросток просто пытается привлечь внимание к себе или к некой проблеме, это своеобразный крик о помощи. Данный вид расстройств психики часто сопровождается наличием депрессий и неврозов

Поводом к суициду может стать непонимание в семье, сложные взаимоотношения с ровесниками и учителями, неразделенная любовь и т.д.

Подростки требуют особого внимания со стороны родителей и близких. Диагностировать расстройства психики в этом возрасте довольно сложно. Многие симптомы заболеваний можно спутать с педагогической запущенностью.

Самые яркие признаки психопата

Если говорить в общих чертах, для людей с психопатией характерны бессердечность по отношению к окружающим людям, неумение сопереживать и раскаиваться, а также лживость и желание манипулировать. Как правило, психопатия развивается в детском возрасте — особенно сильно ей подвержены дети, растущие в криминальной среде. Для диагностики психопатии используется разработанный в 1970-е годы Оценочный лист психопатии, который состоит из 20 пунктов. Полный список вы можете почитать по этой ссылке, я же предоставлю только 5 самых ярких из них:

  • поверхностный шарм, неглубокое обаяние;
  • склонность к лживости и мошенничеству;
  • отсутствие чувства вины и сожаления;
  • вспыльчивость, слабо контролируемые вспышки гнева;
  • безответственное отношение к собственным поступкам.

Если вы вдруг хотите пройти тест на психопатию, рекомендую этот сайт. Не стоит ждать подробно расписанного результата с объяснением того, каким человеком вы являетесь — опросник просто показывает наличие или отсутствие проблемы. Если тест дал положительный результат, настоятельно советуется обратиться к психиатру или другому специалисту.

Кадр из фильма «Американский психопат»

А вообще, если хотите узнать о психопатах больше подробностей, обратите внимание на статью моей коллеги Любви Соковиковой — у нее получился отличный материал. Она рассказала о характере психопатов, разнице между психопатией и социопатией, а также причинах этого синдрома

ФОРМЫ И ДИАГНОСТИКА ДЕТСКОЙ ШИЗОФРЕНИИ

При диагностике данного психического заболевания психиатр не ориентируется  на один признак, а на их комплексность, скорость развития и порядок проявления

В случае, когда психика находится только на стадии развития, сделать это своевременно и квалифицированно крайне важно

В зависимости от симптоматики детская и подростковая форма шизофрении имеет такие формы:

  • простая. Ведущими симптомами являются обеднение в эмоциональном плане, угнетение воли и мотивации. Бредовые идеи и галлюцинации отсутствуют. Дети с психическим отклонением такой формы максимально поддаются лечению;
  • параноидная. Отличительная черта данной формы болезни – наличие бреда, который связан с неправильным толкованием разных событий и переживаний – подростку кажется, что у него много дефектов внешности;
  • гебефренная. Характеризуется чрезмерной импульсивностью, вычурным кривлянием, протестностью, агрессивным поведением по отношению к себе и окружающим. Задержка в лечении таких детей приводит к практически полной утрате ими способности к обучению;
  • резидуальная. Острые проявления болезни отсутствуют, но остается равнодушие к своему внешнему виду, низкие показатели социальной активности, общая заторможенность;
  • кататоническая. Данной форме характерны нарушения в двигательной сфере – подросток либо чрезмерно активно, бессмысленно двигается, или, наоборот, на длительное время застывает в одной позе. Состояния буйства резко сменяются периодами апатии. Активизируются галлюцинации и бред.

Следует искать не только в момент обострения болезни, но и в межприступные периоды. Точный диагноз врач может поставить только после динамического контроля больного на протяжении определенного времени.

Симптомы детской психической патологии не относятся к специфическим, особенностями обладает только их взаимосвязь и комплексность. Поэтому диагностировать данную психическую патологию опираясь только на один или несколько признаков шизофрении у детей некорректно. Эта коварная болезнь, на первый взгляд, может быть похожей на депрессивное состояние, невроз или детское слабоумие.

Первые симптомы шизофренического процесса может обнаружить практикующий психолог после беседы с пациентом, в процессе которой врач выполняет патопсихологическое исследование. Оно заключается в тестировании когнитивных процессов, которые проходят у ребенка. Благодаря этому нарушения в области мышления можно обнаружить уже на ранних стадиях развития болезни.

Сопутствующим современным методом диагностирования психических отклонений является нейротестирование. С его помощью врач проводит исследование проб крови. У шизофреников показатель исследуемых веществ повышен, что дает возможность поставить окончательный диагноз.

Ухаживающие за больными

Ну и несколько слов о помощи для тех, кто ухаживает за больными. Здесь трудно давать конкретные рекомендации, ясно только одно: нельзя вставать в позицию ни спасателя, ни жертвы, нужно просто выполнять свой человеческий долг по мере сил и возможностей. Не забывайте про себя. 

Любой человек, проживающий с больным и тем более ухаживающий за ним, испытывает громадный личный и эмоциональный стресс. Поэтому следует подумать о том, как Вы будете справляться с болезнью в будущем. Разобравшись, как следует в собственных эмоциях, Вы сможете более эффективно справляться как с проблемами больного, так и с Вашими собственными проблемами. Вам, возможно, придется испытать такие эмоции, как горе, стыд, гнев, смущение, одиночество и другие.

Для некоторых людей, ухаживающих за больным, семья является лучшим помощником, другим она приносит лишь огорчения

Важно не отвергать помощь других членов семьи, если они располагают достаточным количеством времени, и не пытаться нести подчас нелегкое бремя ухода за больным одному. . Если члены семьи огорчают Вас своим нежеланием помогать, или из-за недостатка сведений о данном расстройстве критикуют Вашу работу, Вы можете создать семейный совет для обсуждения проблем по уходу за больным

В частности, принять решение привлечь наемного работника, хотя бы на период времени, необходимый для Вашего отдыха и восстановления сил, и при необходимости, лечения.

Если члены семьи огорчают Вас своим нежеланием помогать, или из-за недостатка сведений о данном расстройстве критикуют Вашу работу, Вы можете создать семейный совет для обсуждения проблем по уходу за больным. В частности, принять решение привлечь наемного работника, хотя бы на период времени, необходимый для Вашего отдыха и восстановления сил, и при необходимости, лечения.

И последнее. Не держите проблемы в себе. Ощутив, что Ваши эмоции являются в Вашем положении естественной реакцией, Вам будет легче справиться со своими проблемами. Не отвергайте помощь и поддержку других, даже если Вам кажется, что Вы их затрудняете. Даже сами психотерапевты (казалось бы, знающие, как максимально уменьшить стресс) часто имеют своего психотерапевта, и плохо тому врачу, который пренебрегает помощью своих коллег.

Информацию для Вас подготовил:

Аронов Павел Владимирович — врач-психиатр, психотерапевт, нарколог, врач высшей категории, кандидат медицинских наук, доцент. Врач ведет прием в корпусе клиники на Бауманской.

Депрессивное расстройство

Отдельный возрастной период отличается собственными депрессивными нарушениями.

Детки раннего возраста, до 3 лет, становятся печальными, избегают контакта глаз. Наблюдается задержка приобретения новых навыков, достижений согласно возрастному периоду. Характерны самоповреждающие поступки: кусают, бьют себя, ударяются головой. Успокаивающими движениями считается сосание пальца, покачивания, монотонное хождение.

Младшие школьники становятся апатичными, раздражительными, замкнутыми. Наблюдается утрата интересов, снижение интеллектуальной деятельности. Нарушается сон.

Депрессия подросткового возраста определяется негативизмом, быстрой сменой настроения. Беспокоит чувство вины, самообвинения. Типичны нарушения сна, питания. Негативизм, агрессивность провоцируют ухудшение отношений с друзьями, проблемы учебной деятельности. Частым признаком становятся суицидальные попытки.

Невротические расстройства подростков

В отдельном числе случаев мы наблюдаем в этом возрасте и расстройства, связанные с какими-то органическими заболеваниями, связанными с неврологической, соматической патологиями.

Конечно, мы не можем обойти стороной и невротические расстройства подростков. Ведь именно на исходе этого возраста они сталкиваются, пожалуй, с самым тяжелым для себя и для своей психики испытанием – с единым государственным экзаменом, значимость которого преувеличена настолько, что для большинства подростков вопрос сдачи или несдачи этого экзамена – это вопрос жизни и смерти.

И много-много других проблем и вопросов, которые тесно переплетаются с психологическими и социальными аспектами.

Что такое демонстративное поведение?

Часто подростки и дети сталкиваются с возмущениями окружающих, которые почему-то недовольны их поведением. Что такого плохого делают люди? На самом деле речь идет о демонстративном поведении, которое порой может не осознаваться, но вызывать негативную реакцию у окружающих

Что такое демонстративное поведение? Это совершение выразительных поступков, чтобы привлечь к себе внимание, однако без учета потребностей и желаний окружающих

Можно сказать, что негативное отношение у окружающих людей проявляется в результате неучета их интересов, потребностей и эмоционального настроя

Человек просто желает привлечь к себе внимание, продемонстрировать себя, при этом он не замечает, в каком настроении пребывают и чего хотят другие люди

Не любое демонстративное поведение вызывает негатив. Если поступки человека не выходят за рамки общепринятого, тогда на них не обращают внимания, над ними смеются, их поощряют либо даже восхищаются. Главное при этом – чтобы человек, который демонстративно проявляет себя, нравился окружающим, что возможно лишь при учете их потребностей и желаний.

Демонстративное поведение часто приписывают лицам лидерского склада ума с харизматическими наклонностями, а также женщинам, поскольку им хочется привлекать к себе внимание, особенно противоположного пола. Однако не следует быть однозначными. Нередко демонстративное поведение проявляется у детей, в частности у подростков, которые желают выразить себя и получить оценку своим действиям

Вот почему нередко можно услышать громкий смех по вечерам, который кажется выдавленным, или песнопения по ночам у окон спящих людей

Нередко демонстративное поведение проявляется у детей, в частности у подростков, которые желают выразить себя и получить оценку своим действиям. Вот почему нередко можно услышать громкий смех по вечерам, который кажется выдавленным, или песнопения по ночам у окон спящих людей.

Какова цель демонстративного поведения? Сайт психологической помощи psymedcare.ru может выделить такой список причин, хотя он не является полным:

Желание продемонстрировать свои возможности

Желание привлечь внимание. Желание получить одобрение или порицание, что также является одним из способов получения внимания

Желание попробовать свои силы.

Не следует исключать тот факт, что человек просто совершает поступки неосознанно. Он руководствуется какими-то своими внутренними желаниями, а на внешнем плане это выражается как демонстративное поведение.

Почему людям разных возрастов присуще демонстративное поведение?

  1. Дети часто руководствуются стремлением попробовать собственные силы и посмотреть на реакцию окружающих. Нередко это является способом получить свое, когда простыми просьбами не удается уговорить родителей, к примеру, купить интересную игрушку.
  2. Подростки зачастую руководствуются коллективным мышлением, когда в кругу друзей они не могут поступать иначе. Если друзья на публике громко смеются, то и они должны громко смеяться. Это способ расположения к себе сверстников, получения одобрения и порой желание пойти наперекор установленным обществом рамкам и просьбам родителей.
  3. Взрослые часто просто совершают демонстративные поступки, поскольку еще не решили внутренние психологические проблемы. Нередко такое поведение является привычкой. Если человек закомплексован или чем-то раздражен, то он может демонстративным поведением решать свои проблемы.

Симптомы

Считается, что каждый десятый ребенок до 12 лет страдает оппозиционно-вызывающим расстройством (ОВР). Количество больных мужского пола в два раза превышает число пациенток-девочек. Типичные характеристики и черты:

  • злость, ярость, раздражительность;
  • частые истерики;
  • постоянные споры со взрослыми, особенно с родителями;
  • отказ подчиняться правилам;
  • впечатление намеренного умысла, чтобы рассердить или разозлить других;
  • низкая самооценка;
  • быстрое наступление разочарования;
  • стремление обвинить других в своих бедах или проступках.

Больных несоциализированным и социализированным расстройством поведения считают «плохими детьми» из-за их преступного поведения и отказа принять правила. Согласно статистических данных около 5% десятилетних ребят имеют этот поведенческий дефект. При этом пациентов мужского пола в четыре раза больше, чем женского. Около 30% больных этой группы страдают синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Типичные формы и характеристики:

  • отказ подчиняться родителям или другим авторитетным лицам;
  • повторные прогулы занятий;
  • употребление психоактивных веществ (наркотиков – у подростков; сигарет и алкоголя – у школьников);
  • отсутствие сочувствия;
  • агрессивность по отношению к животным, другим людям, проявление садистских наклонностей, включая издевательства, физическое или сексуальное насилие;
  • инициация драк;
  • использование холодного оружия и подручных средств в выяснении отношений;
  • ложь, лицемерие;
  • принадлежность к банде и преступные деяния (кража, умышленное разжигание огня, проникновение в чужие жилища, вандализм);
  • склонность убегать из дома;
  • суицидальные идеи (встречаются редко).

Установлено, что от 2 до 5% детей страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Мальчиков с данной проблемой в три раза больше, чем девочек.

Характеристики СДВГ включают:

  1. невнимательность – проблемы со сосредоточением и удержанием внимания, забывание инструкций, переход от одной задачи к другой, не завершая предыдущее задание;
  2. импульсивность – перебор действий, наличие «короткого запала», хаотичность и непоследовательность, склонность к несчастным случаям;
  3. гиперактивность – постоянное беспокойство и суетливость.

Шизоидная психопатия (аустическая психопатия)

 У детей с шизоидной психопатией уже в раннем возрасте проявляется диссоциация развития, которая заключается в опережении речевых, умственных и интеллектуальных функций на фоне задержки развития психомоторных навыков. Дети обычно рано начинают читать, считать, интересуются недетскими и отвлеченными проблемами. Впоследствии их увлечения могут иметь сверхценный и узкоспециальный характер. В то же время у них заторможена моторика, дети поздно овладевают навыками самообслуживания, плохо успевают на уроках труда и физической культуры. Дети с шизоидной психопатией не участвуют в шумных играх, не испытывают потребности в общении со сверстниками. Эмоциональная холодность у таких детей сочетается с сенситивностью. В отличие от шизофрении у них нет прогредиентности  и психических расстройств.

Лечение

Для терапии имеют значение в основном механизмы компенсации. Это значит, что нужно применять педагогические меры, трудовое и социальное устройство для больных психопатией

Важно выбрать ту работу, которая подходит личности данного типа. В комплексное лечение входит и психотерапия

В качестве вспомогательного лечения применяют медикаменты. Причем единых рекомендаций нет. Лекарства должны выбираться врачом, исходя из клинического случая. Нейролептики актуальны при обострениях заболевания:

  • этаперазин
  • стелазин
  • неулептил

Вместе с выше приведенными медикаментами при дисфории, тревогах и аффективном напряжении назначают антидепрессанты, оказывающие седативное или тимонейролептическое действие, например, тизерцин. Могут назначаться и такие транквилизаторы:

  • диазепам
  • тазепам
  • седуксен
  • элениум

Особенности подросткового периода

Возраст перехода из детской жизни во взрослую с психологической точки зрения начинается и заканчивается индивидуально. Ребенок начинает стремиться к независимости, хочет найти свое место в социуме, а иногда и изменить ближайшее окружение. У него начинают возникать политические симпатии – нередко они противоположны родительским. Во взглядах проявляется категоричность и нетерпимость – юношеский максимализм. Поведение нередко становится неконтролируемым и агрессивным.

В переходном периоде возникают романтические отношения. Ребенок ищет свою сексуальную идентичность, начинает вести половую жизнь. Он может попробовать курить, употребить алкоголь или наркотики, стремится самостоятельно принимать решения и отвергает все, что кажется ему дискомфортным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector