Формы шизофрении в детском и подростковом возрасте и ее признаки

+7 495 741-94-64

код заболевания по МКБ F20.0

Параноидная шизофрения (или как её еще называют — параноидальная) — это форма психического расстройства, характеризующаяся такими симптомами, как бред, галлюцинации и нарушение восприятия мира. Заболевание может сопровождаться другими классическими признаками, однако в клинической картине они не являются основными. В зависимости от доминирующих симптомов течение параноидной формы может быть галлюцинаторным или бредовым.

Что такое параноидальная шизофрения?

Параноидная форма шизофрении — это заболевание, которое возникает на фоне нарушения работы головного мозга. Точные причины появления невроза не выявлены, однако предполагается, что спровоцировать прогрессирование отклонения способны инфекционные заболевания, генетика, аномалии развития, стресс, погрешности при воспитании и т. д. Данная форма наблюдается у большинства больных шизофренией.

Параноидная шизофрения отличается отсутствием классических симптомов заболевания. У больных на начальных стадиях не наблюдаются нарушения речи, волевые отклонения, аффективные расстройства и кататония. Пациенты сохраняют концентрацию и не испытывают проблемы с памятью. Это позволяет вести привычный образ жизни во время ремиссии. Главным симптомом заболевания являются навязчивые параноидальные мысли, которые вызывают состояние тревоги, психоз и суицидальные наклонности.

Типы течения заболевания

Выделяют 3 основных типа течения заболевания:

периодическая;

непрерывная;

приступообразно-прогредиентная.

Дополнительно выделяют депрессивно-параноидную шизофрению, при которой признаки основного заболевания сочетаются с депрессивным синдромом. Также существует злокачественная форма. Она характеризуется быстрым течением и стремительным появлением выраженных психических отклонений. Лечение в таких случаях затрудняется. Возможно развитие необратимых отклонений. Периодический тип течения является самым легким. В отдельных случаях у людей происходит всего 1-2 приступа за всю жизнь. Тяжелые формы выявляются чаще. Приступообразное течение характеризуется чередованием периодов ремиссии и обострений. Чем дольше человек пребывает в нормальном состоянии, тем более выраженными могут быть отклонения в дальнейшем. Непрерывную форму также называют хронической. Она характеризуется постоянным наличием симптомов. Их выраженность варьируется в зависимости от состояния пациента и стадии патологии. Из-за отсутствия периодов ремиссии возникают нарушения восприятия мира и расстройства мышления.

Признаки

Главным симптомом заболевания являются навязчивые параноидальные идеи. Чаще всего пациенты думают, что их преследуют. Больные опасаются слежки в общественных местах, транспорте, дома и т. д. Пациенты считают, что у преследователей есть сложная система. Некоторые утверждают, что злоумышленники передают друг другу сигналы через СМИ, интернет, новости и т. д.

При прогрессировании бред становится более сложным и спутанным. Возникают мысли о теории заговора. Пациенты могут опасаться существующих или выдуманных структур, знаменитостей, общественных деятелей и вымышленных явлений. Больные думают, что им пытаются причинить зло или навести порчу. В результате некорректной работы мозговых центров пациенты не способны отличить реальность от вымысла. В таком состоянии больной может причинить вред себе и другим из-за растерянности, депрессии и состояния аффекта. Иногда при параноидной шизофрении у пациентов выявляется бред особого предназначения, необычного происхождения и величия. Больные утверждают, что их хотят похитить, убить или использовать в силу каких-либо вымышленных причин. При прогрессировании заболевания на последних стадиях возникают нарушения речи (бессвязные монологи) и эмоциональные отклонения. Пациенты беспричинно испытывают радость и гнев, возможны резкие перепады настроения и нервное перевозбуждение. Выделяют 2 основные формы течения заболевания в зависимости от преобладающего симптома: галлюцинаторный или бредовый. Во втором случае пациент пытается обнаружить теории заговора и не доверяет окружающим. Галлюцинаторная форма сопровождается появлением зрительных и слуховых отклонений. Пациенту может казаться, что кто-то разговаривает с ним, осуждает или комментирует его действия. В дальнейшем при прогрессировании возникают голоса в голове, которые окликают и могут отдавать приказы. Иногда это становится причиной совершения преступлений. Клинические проявления у мужчин и женщин практически не отличаются. Проявления зависят от индивидуальных особенностей и мировоззрения.

Прогноз и лечение

Как диагностировать раннюю детскую шизофрению

Галлюцинации у маленьких детей можно определить в основном по наблюдению за их поведением, например, избегающим. Это и есть первые симптомы шизофрении с детства.

Бредовые идеи начинают формироваться с 10–15 лет, причем наиболее характерен бред чужих родителей. До этого возраста отмечаются лишь сверхценные идеи, например, чистоты, порядка, ритуальный порядок выполнения действий.

Приступы шизофрении у детей могут начинаться со странных перевоплощений в играх, когда ребенок хочет быть только отрицательным персонажем, мечтает о социально осуждаемых действиях, застревает в этом воплощении и с трудом из него выходит. Особенно должны настораживать игры в неодушевленные предметы, оговоры и самооговоры.

Признаки шизофрении у детей постарше уже больше похожи таковые у взрослых. В пубертат часто встречается гебоидный синдром, который характеризуется многократным усилением патологических влечений (алкоголь, наркотические вещества, бродяжничество, асоциальность), половой расторможенностью, снижением эмоциональной привязанности, чувства совести и ответственности.

Однозначно решить, ребенок болен шизофренией или нет, может только детский врач психиатр после клинического, лабораторного и инструментального обследования. После первичной врачебной беседы для подтверждения диагноза и дифференциальной диагностики доктор может назначить патопсихологическое исследование, тестирование интеллекта и эмоциональных сфер, инструментальные методы исследования (ЭЭГ, КТ, МРТ — методы нейровизуализации), а также консультации врачей других специальностей для исключения неврологической патологии или их сочетания.

К современным методам диагностики относится Нейротест. Это лабораторное исследование (берется проба крови), которое показывает, повышен ли уровень определенных биологических веществ в головном мозге. Положительный результат говорит в пользу шизофренического процесса. Подробнее о диагностике детской шизофрении.

Причины подростковой шизофрении

Главным фактором развития этого психического расстройства является наследственность. Ученые выявили целый ряд генов, передающих предрасположенность к шизофрении. Но это далеко не единственный источник формирования заболевания.

Психиатры утверждают, что существует еще ряд биологических и психосоциальных предпосылок. Чаще всего триггеров бывает несколько. Самые распространенные причины шизофрении у подростков:

  • развод родителей;
  • частые ссоры в семье;
  • сильный стресс;
  • любой вид насилия – физическое, психологическое, сексуальное;
  • первый прием большой дозы алкоголя или наркотиков;
  • черепно-мозговая травма.

Статистика утверждает, что у мальчиков шизофрению диагностируют в два раза чаще, чем у девочек в том же возрасте. Причина такой закономерности неизвестна.

Общее понятие о болезни, особенности ее симптоматики

Детский тип шизофрении – это разновидность психического заболевания, которая проявляется в раннем возрасте и характеризуется такой же симптоматикой, как и взрослая ее форма. Патология оказывает влияние на поведение, эмоциональное состояние, мышление ребенка, что приводит к неправильной интерпретации им окружающей реальности.

Очевидные симптомы отклонения психики проявляются, чаще всего, по достижении 7-летнего возраста. В некоторых случаях диагностировать заболевание можно уже на первом году жизни младенца.

Признаки шизофрении у детей и подростков нелегко поддаются классификации. Поэтому постановлением окончательного диагноза с последующей терапией больного должен заниматься психиатр, у которого имеется достаточный опыт работы с такими больными.

Зарождение шизофренического процесса происходит в том возрасте, когда психическое сознание индивида только начинает свое становление. Поэтому симптомы детской патологии обладают такой спецификой:

  • неясность клинического проявления. Признаки шизофренической болезни у детей не достигают степени зрелой патологии. Однако опытный специалист в состоянии определить группу риска даже у младенцев от одного года;
  • подростки склонны к фантазированию и философствованию. Их стремление к ассоциативному образу жизни не всегда свидетельствует о наличии болезни, а может быть «отзеркаливанием» негативного окружения;
  • непостоянность развития. Она заключается в том, что в жизни малолетнего члена общества происходят чередования периодов опережения нормального формирования личности и таких, что характеризуются явными задержками развития.

РЕКОМЕНДАЦИИ

С целью профилактики возникновения шизофренического расстройства у детей и подростков родители должны проводить следующие мероприятия:

регулярно проходить обследования у психолога и психотерапевта, особенно если их чадо принадлежит к группе риска по возникновению патологии;
обращать внимание на все личностные изменения, особенно в подростковом возрасте;
нужно проводить беседы о вреде алкоголя и наркотиков;
дети должны чувствовать поддержку близких людей в развитии социальных навыков, формировании положительных взаимоотношений между членами общества;
в семье важно сохранять здоровую психологическую и психическую атмосферу, не использовать моральное и физическое насилие.

Специалисты советуют родителям и окружающему социуму придерживаться некоторых правил воспитания и общения с шизотипальными личностями.

  1. Оберегайте их от стрессовых ситуаций, общение должно проходить в разъяснительном, а не приказном тоне.
  2. Слишком ранние психологические нагрузки в виде обучения иностранным языкам, математике и т. п. приводят к ухудшению общего состояния.
  3. Проявление максимально возможного количества внимания и терпения к больному.
  4. Общение с шизофреником должно проходить максимально уважительно, без любого давления или высмеивания.
  5. Хороший результат показывает лечебная физкультура.

Шизофреническое расстройство – серьезное заболевание, которое может сломать жизнь еще психически неокрепшему ребенку. Поэтому родители должны быть максимально внимательными к детям, и запомнить одно: чем раньше будут выявлены симптомы болезни, тем быстрее можно будет приступить к лечению. Это, в свою очередь, существенно увеличивает шансы на то, что в дальнейшем такой человек сможет вести активную, полноценную жизнь.

Диагностика панического расстройства у детей

  • Повторяющиеся панические приступы
  • Паника происходит без причины (во время приступов нет объектов или ситуаций, которые могут напугать ребенка). Дело в том, что панические атаки могут быть симптомами других психических заболеваний и расстройств (фобическое расстройство, тревожно-депрессивное расстройство, ОКР, социофобия и т.д.) Диагноз паническое расстройство ставится именно при наличии атак, причина которых неочевидна.
  • Попытка избегания ситуаций, в которых случались панические атаки, замкнутость, изменения в поведении. У некоторых детей к паническим приступам присоединяется агорафобия (боязнь открытого пространства).
  • После приступов у многих детей сохраняется тревожность и беспокойство по поводу своего состояния

панического расстройства у детейДиагностика панического расстройства у детей

Причины панических атак у детей

  • Поражения нервной системы.Приступы провоцируются нарушениями вегетативной регуляции, пре- и постнатальными травмами, неврологическими инфекциями.
  • Гормональный дисбаланс.Половое созревание, начало половой жизни, менструаций – периоды повышенного риска развития болезни.
  • Интоксикации.Злоупотребление алкоголем, наркомания, лекарственные отравления увеличивают вероятность заболевания.
  • Наследственная отягощенность.Существует генетическая основа панических атак: заболеваемость родственников первой линии составляет 15-17%.

Демонстративность.Основу составляет жажда внимания, признания со стороны окружающих, стремление показать себя с лучшей стороны, быть в центре внимания. Ипохондричность.Постоянное внимание к собственному самочувствию, повышенная напряженность, нервозность при ухудшении здоровья провоцируют приступы паники аналогичной направленности. Тревожная мнительность.Дети отличаются повышенной внушаемостью, впечатлительностью. Тревожность становится базой для развития панического расстройства.

Память

Шизофреническая память обладает специфическими особенностями. В первую очередь страдает рабочая память, выполняющая роль сборника кратковременной информации, содержит сведения, необходимые для непосредственного поведения, обеспечивая промежуточное запоминание. Благодаря рабочей памяти человек имеет возможность понимать обращенную к нему речь, решать возникающие вопросы с использованием имеющихся знаний, планировать будущее, воплощать в реальность задуманное. Данный процесс обеспечивает решение имеющихся на данный момент задач.

Нарушение рабочей памяти вносит неадекватность в поведение больного. Теряется способность планирования действий. Информация воспринимается и воспроизводится в искаженной форме, человек не может самостоятельно принимать решения – у него пропадает возможность разрабатывать стратегию поведения.

Искажение рабочей памяти является важным признаком шизофрении, вносит существенный дисбаланс в жизнь индивида.

Другие виды памяти, страдающие при шизофреническом расстройстве:

  • эпизодическая – отвечает за событийную информацию, касающуюся отдельного человека (вчера я ходил в спортзал);
  • вербальная – запоминание, хранение речевой информации;
  • невербальная – запоминание, хранение визуальной, слуховой, тактильной информации;
  • ассоциативная.

Частично сохраняются при шизофрении семантическая, имплицитная память. Семантическая форма дает возможность людям воспринимать, хранить обобщенные понятия о мире. Имплицитная форма представляет собой непроизвольную память. Не испытывают дефицита также стороны запоминания, отвечающие за обучение.

Основываясь на двойственности относительно сохраняемых когнитивных функций, интеллектуальную деятельность у людей с шизофреническим расстройством нарекли двойной бухгалтерией.

Совсем недавно ученые из Нью-Йорка совместно с колумбийскими специалистами выяснили механизм распада памяти при шизофрении. Ранее предполагалось, что причиной угасания памяти во время расстройства становится нарушение функционирования дорсолатеральной префронтальной коры. Однако доказать это практическим путем не удавалось.

При попытках были использованы задачи определенного уровня сложности, выполняемые больными и здоровыми людьми. Результаты фиксировали с помощью МРТ. Кора в этой области не отреагировала при проведении эксперимента.

Тогда вышеупомянутые ученые предположили, что степень сложности задач была недостаточной, и разработали свой тест, состоящий из 8 уровней. Повторив условия эксперимента с применением своего сборника, было обнаружено, что у здоровых людей указанная зона коры находилась в состоянии повышенной активации, тогда как в группе испытуемых с расстройством возбуждение проявлялось очень вяло. В наименьшей степени кора активировалась у тех испытуемых с шизофренией, кто хуже всех справился с заданием.

Предполагается, что данное открытие может стать огромным шагом на пути к разработке более эффективных методов лечения недуга.

Симптомы шизофрении у детей в раннем возрасте

Признаки шизофрении у детей

Плаксивость, которая сменяется приступами тревожного плача; Двигательная пассивность или наоборот возбудимость сверх меры; Чудаковатость в поведении и речи; Бессонница или наоборот сонливость; Не реагирование на сильный дискомфорт (громкие звуки, резкие прикосновения), и реакция недовольства на тихие звуки, ласковые прикосновения; Плохо развитая моторика, отсутствие желания смотреть в глаза; Отсутствие стремления привлечь внимание к себе, безынициативное поведение;

  1. Для детей дошкольного возраста, характерно патологическое фантазирование. Вначале это просто проявление детских фантазий, но с развитием заболевания фантазии становятся все более и более оторванными от реальности, занимают все больше места в жизни ребенка, и со временем он полностью погружается в мир фантазий и огораживается от реальности.
  2. Дети школьного возраста при шизофрении, как правило, страдают абулией (патологическим отсутствием воли, при котором ребенок неспособен совершать действия или принимать решения, при этом сознавая их необходимость). С развитием заболевание, ребенок утрачивает свои интересы, перестает общаться с друзьями-сверстниками, отказывается посещать школу, все больше времени проводит в постели. С прогрессированием болезни к абулии присоединяются галлюцинации и бред, о которых ребенок молчит. Часто родители воспринимают такое поведение как обычную лень, не придавая шизофреническому процессу должного значения. Со временем эмоции ребенка уплощаются, сглаживаются, в результате чего он становится равнодушным. Мышление становится разорванным, появляется склонность к философствованию при полном отрыве от реальности.
  3. Подростковая или гебефреническая шизофрения, характеризируется чрезмерной двигательной активностью, кривлянием, гримасничеством и беспричинным весельем.

проявляются признаки шизофрении

Гиперактивный ребенок и неусидчивый ребенок. Повышенная возбудимость у ребенка

Симптомы и причины. Гиперактивный ребенок не может долго сидеть и выполнять работу, связанную со статичным положением тела, часто громко кричит и бурно выражает эмоции, имеет дефицит внимания, не дающий ему сосредоточиться на чем-то одном, вынужден разряжать накопившееся напряжение через двигательную активность. Т.е., в нервной системе ребенка возбуждение существенно доминирует над торможением. Опасность повышенной возбудимости – в снижении обучаемости и, как следствие, отставании ребенка от сверстников в развитии.

Здесь важно понять источник повышенной возбудимости и неусидчивости. Поэтому первое, что мы Вам предложим – выяснить причину происходящего. Основных варианта три:

Это нормальный природный темперамент Вашего ребенка и вмешательства психиатра или врача не требуется. Ребенок при этом психически здоров и психологически благополучен. В этом случае мы дадим Вам несколько рекомендаций, и Вам с ребенком станет заметно комфортнее.

Имеется какая-либо психологическая проблема, повышающая у ребенка уровень эмоций, тревоги или агрессии, например. Эмоция требует выхода (разрядки, реализации), отсюда повышенная возбудимость и неусидчивость. Ребенок при этом психически здоров и в каком-либо медицинском лечении не нуждается. Такого рода психологические проблемы довольно легко диагностируются в ходе беседы с ребенком и родителями, а затем мягко корректируются.

Повышенная возбудимость и неусидчивость является следствием медицинской проблемы. Речь может идти, например, о повышении внутричерепного давления, хроническом воспалении где-либо (аденоиды, миндалины), нейровоспаление, последствиях родовой гипоксии или травмы, детском неврозе, скрытой форме эпилепсии.  Так же встречаются в нашей практике и более серьезные проблемы, как аутистическое расстройство и детская шизофрения

В этом случае очень важно найти истинную причину происходящего, и только тогда лечение будет работать эффективно и безопасно.

Гипервозбудимость, неусидчивость и гиперактивность как особенности характера. Если говорить про повышенную возбудимость и неусидчивость, как характерологические  особенности, такое возможно, если ребенок экстравертивен и темпераментен от природы. Либо ребенок может копировать такой стиль поведения у кого-то из членов семьи. Но мы можем говорить о норме только в том случае, если это вид гиперактивности не приводит к нарушению здоровья  и если ребенок не возбуждается настолько, что перестает нормально спать, начинает часто болеть или отстает в общем развитии.  Имея сильную расторможенность и возбудимость, ребенок не может сосредоточиться и освоить навыки, которые ему полагается освоить по возрасту.

Тест на гиперактивность

Дефицит активного внимания:1.Не может сосредоточиться на чем-то одном, трудно удерживать внимание;2.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;3.Любит начинать новое занятие, но не может доделать его до конца;4.Не может четко организовать свою деятельность и соблюдать распорядок;5.Трудно соблюдать порядок, может растерять все свои вещи;6.Не любит монотонных заданий, требующих умственных усилий и внимания;7.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;6. Не сразу реагирует, когда к нему обращаются

Двигательная расторможенность:1.Часто беспокойно двигается (бегает, прыгает, залезает куда-то, ерзает на стуле и за столом);2.Долго засыпает и плохо спит, может часто просыпаться4. Любит много и безудержно говорить.

Импульсивность:1.Слабый контроль своего поведения;2.Не может регулировать свои действия и чаще всего не следует правилам;3.Плохо сосредоточивает внимание;4.Не может дожидаться окончания чего-либо или вознаграждения;5.Нет точной линии поведения, сильная вариативность в результатах и состояниях;6.Может начать отвечать, не дослушав вопроса;7.Часто вмешивается в чужой разговор и прерывает его;8. Не умеет ждать, может побежать, не дождавшись старта

Если Вы нашли хотя бы шесть из перечисленных признаков у ребенка в возрасте до 7 лет, можно предположить, что существует склонность к гиперактивности. Но точный диагноз может поставить только специалист.С чего начать и к кому обращаться с излишне возбудимым ребенком?

Причины манифестации болезни у подростков

Факторы, провоцирующие подростковую шизофрению, разделяют на 2 группы: биологические и социальные.

Среди биологических провокаторов самой частой причиной является начало пубертатного периода, а если точнее – эндокринный всплеск, сопровождающий этот процесс. Гормональная буря запускает генетически заложенную предрасположенность, а если заболевание развилось еще в детстве, то в период полового созревания оно обостряется.

К другим биологическим факторам, запускающим процесс, относят:

  • гипертермия, обусловленная вирусной инфекцией неясной этиологии;
  • ЧМТ;
  • длительное пребывание на солнце;
  • большие дозы алкоголя и одурманивающих веществ, принятые впервые, сопровождающиеся глубоким опьянением.

Социальная среда и общественные нормы также способны повлиять на проявление шизофрении в подростковом периоде. Это этап в жизни ребенка, когда происходит смена его интересов, он стремится быть самостоятельным и отгораживается от родителей, больше времени проводит со сверстниками. К тому же в это время запускается процесс полового созревания. Все эти новшества отпечатываются на характере подростка и складе его личности.

Довольно остро подростки реагируют на смену обстановки и жизненных обстоятельств. Переход в другую школу, поступление в вуз или техникум, переезд, сопровождающиеся попаданием в незнакомую среду. Необходимость устанавливать новые контакты нередко становятся тяжелым испытанием для психики.

Психотравмирующим факторам также отводится не последняя роль в развитии шизофрении. Так, у подростка заболевание проявилось после ареста отца, который был для него значимой, авторитетной фигурой. У другого мальчика толчком послужил угон его любимого мотоцикла. В других случаях это была психическая травма, сочетающаяся со страхом и болевым синдромом: избиение или высмеивание сверстниками, ДТП и т.д.

Наследственность – еще один установленный фактор развития шизофрении. Если в семье подростка кто-то из родственников имеет подобное расстройство, риск заболеть ему самому значительно повышается. Установлено, что если ребенок, у которого в роду встречались случаи шизофрении, попадает в приемную семью, не имеющую таких отягчающих обстоятельств, он все равно заболевает.

Воспитание также откладывает отпечаток на психике подростка, в особенности отношения с матерью. Существует такое понятие как «мать шизофреника». Это определенная модель материнского характера, влияющая на формирование у ребенка шизофрении. Такая женщина занимает позицию лидера в семье, отличается чрезмерной обидчивостью и подозрительностью, не считается с мнением других членов семьи. Она окружает свое чадо чрезмерной опекой. У нее отсутствует критичность к поведению своего ребенка. Отмечается патологическая привязанность между ней и ребенком. С одной стороны, он может относиться к матери грубо и жестко, но с другой быть эмоционально зависим от нее.

Стадии

Заболевание у подростков, как и у взрослых, развивается в течение нескольких стадий. Первая стадия называется овладением. В этот период происходит манифестация заболевания. Стадия овладения характерна тем, что больной может ощущать патологические явления, например, галлюцинаторные голоса, однако не понимает их происхождения. Вторая стадия называется адаптацией. На стадии адаптации психика больного подстраивается под заболевание. Больной может осознавать факт своей болезни. Третья стадия, заключительная стадия – деградация. На третьей стадии происходит постепенное угасание всех психических и интеллектуальных характеристик человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector